Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

бездушные пустоты и пространства вселенной и наносит удар в спину мыслью об уничтожении, которая родится в нас, когда мы глядим в белые глубины Млечного пути?» Как у Мелвилла Белый Кит, так и у Лондона явление Белого Безмолвия ассоциируется с великой, опасной и недости­ жимой Американской мечтой. Можно было бы предположить, что образ Белого Безмолвия облада­ ет сугубо поэтическим смыслом, однако это суждение опровергают быва­ лые люди, рыбаки, охотники, путешественники, ныне живущие в условиях Крайнего Севера. Один из них делился с автором статьи впечатлением о том, как ощущается явление безграничного пространства в заснеженной тундре. Прежде всего, не статично, а изменчиво само пространство - стоит перемениться освещению, по-новому видится горизонт, в пасмурный день линия горизонта вовсе исчезает, пропадают знакомые ориентиры, утрачи­ вается чувство реальности. Иногда быстро бегущие по небу облака, подоб­ но волнам, отражаются на гигантской поверхности снежного поля, и соз­ дается ощущение морской дали, игры неведомых человеку буйных сил природы. Описанный в рассказе «Тропой ложных солнц» оптический эф­ фект тройного солнца также встречается в тундре —так своеобразно свет преломляется облаками. Один охотник рассказал, как он полностью поте­ рял ориентацию в плотном снежном заряде и надеялся только на нюх сво­ ей лайки, которую тоже не видел, но постоянно подзывал к себе и застав­ лял отвечать громким лаем, - так вслепую и вышли к зимовью. Лондон ис­ следует психологическое восприятие человеком грандиозного явления природы - огромного безлюдного пространства, создавая систему уни­ кальных художественных образов-символов. Человек, живущий на Севере и покоряющий его просторы, - еще один магистральный и собирательный образ, концентрирующий мифоло­ гический, природный, психологический, национальный смысл. Писатель задает масштабы личности уже названиями своих рассказов - «Северная Одиссея» (хотя правильнее было бы перевести «Одиссей с Севера» - «Ап Odyssey of the North»), «Как аргонавты в старину», «Сын волка», «Дочь се­ верного сияния», «Мужество женщины» и другими. Лондон уподобляет своих героев античным и наделяет их характерами американских перво­ проходцев. Каждый из героев - участник необычной и занимательной ис­ тории, и это не случайно, ведь человек в пространстве Белого Безмолвия всегда на острие жизни и смерти. Воплощением сказочного могущества, героем, соединяющим черты античного полубога и скандинавского викинга, становится Аксель Гундер­ сон из рассказа «Северная Одиссея»: «При сотворении Акселя Гундерсона боги вспомнили свое былое искусство и создали его по образу и подобию тех, кто рождался, когда мир был еще молод». Он —«кандинавский викинг, признающий только один закон —закон силы... Он незримо присутствовал на ночных стоянках, у костра, когда велись долгие беседы о мужестве, си­ 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz