Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

ский образ его рассказов о Клондайке - Белое Безмолвие - образ, характе­ ризующий понятие Бога, вечности, судьбы, жизни, смерти, бессмертия. Белое Безмолвие - сквозной образ многих рассказов Лондона, являясь судьбоносным для героев, получает развернутую характеристику в расска­ зе с таким же названием. Белое Безмолвие - абсолютное выражение могу­ щества природы. Перечисляя разрушительные и страшные катаклизмы, Лондон пишет, что «всего сильнее, всего сокрушительнее - Белое Безмол­ вие в его бесстрастности». Это явление есть точка соприкосновения край­ него полюса температуры с вечностью времени и пространства. Оно ана­ логично античному року, безличному и карающему дерзких. Понятие дер­ зостности писатель трактует в смысле античной трагедии как борьбу героя с божественной судьбой, в которой он терпит поражение: «Безмолвие мра­ ка милосердно, оно как бы защищает человека, согревая его неуловимым сочувствием, а прозрачно-чистое и холодное Белое Безмолвие, раскинув­ шееся под стальным небом, безжалостно. Этот образ сопоставим с подзем­ ным царством мертвых, известным в мифологии разных народов. В расска­ зе “Мужество женщины” Ситка Чарли вспоминает о страшном путешест­ вии по снежной пустыне: «Ночью мы лежали в снегу как мертвые, а по ут­ рам продолжали свой путь - все так же молча, как мертвецы. И все вокруг нас было мертво... Кругом не было ни костра, ни звука - только холод и Белое Безмолвие. Мы потеряли счет времени и шли точно мертвые». Пси­ хологическое выражение Белого Безмолвия - священный страх, сводящий человека с ума. Путники, заманиваемые призраком, бесцельно плутают по замерзшим руслам рек, стылой тундре, охваченные безумием («Тропой ложных солнц»). Старик Таруотер, заблудившись в снежном плену, прово­ дит несколько дней без крова у костра и, теряя разум, в забытьи грезит на­ яву, «возвращаясь к младенческому мышлению первобытного человека» («Как аргонавты в старину»). Его состояние Лондон уподобляет пред­ смертному, наподобие того, что испытывает курильщик опиума или чело­ век, околдованный волшебной силой. Как древний человек, герой не осоз­ нает времени, не выделяет себя из пространства и физически готов раство­ риться в природе. А безымянный герой рассказа «Костер», очутившийся в центре Белого Безмолвия, теряет силу тяжести и, не чувствуя отморожен­ ного тела, бежит и сам себе напоминает «скользящего по поверхности крылатого Меркурия», В центре Белого Безмолвия как будто отменяются те природные координаты, по которым привык жить человек. Это вопло­ щение абсолюта, абстракции, вне связи с живым природным миром. Мож­ но трактовать этот образ и в чисто национальном литературном аспекте. В романе «Моби Дик» предшественник Лондона Мелвилл рассуждает о философском смысле белизны и оставляет тайну ее «магической силы» неразгаданной. Он пишет о паническом ужасе, который испытывает вся­ кий человек перед явлениями природы, имеющими белую окраску. Он вопрошает, «может быть, своей бескрайностью белизна предрекает нам 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz