Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.
ский образ его рассказов о Клондайке - Белое Безмолвие - образ, характе ризующий понятие Бога, вечности, судьбы, жизни, смерти, бессмертия. Белое Безмолвие - сквозной образ многих рассказов Лондона, являясь судьбоносным для героев, получает развернутую характеристику в расска зе с таким же названием. Белое Безмолвие - абсолютное выражение могу щества природы. Перечисляя разрушительные и страшные катаклизмы, Лондон пишет, что «всего сильнее, всего сокрушительнее - Белое Безмол вие в его бесстрастности». Это явление есть точка соприкосновения край него полюса температуры с вечностью времени и пространства. Оно ана логично античному року, безличному и карающему дерзких. Понятие дер зостности писатель трактует в смысле античной трагедии как борьбу героя с божественной судьбой, в которой он терпит поражение: «Безмолвие мра ка милосердно, оно как бы защищает человека, согревая его неуловимым сочувствием, а прозрачно-чистое и холодное Белое Безмолвие, раскинув шееся под стальным небом, безжалостно. Этот образ сопоставим с подзем ным царством мертвых, известным в мифологии разных народов. В расска зе “Мужество женщины” Ситка Чарли вспоминает о страшном путешест вии по снежной пустыне: «Ночью мы лежали в снегу как мертвые, а по ут рам продолжали свой путь - все так же молча, как мертвецы. И все вокруг нас было мертво... Кругом не было ни костра, ни звука - только холод и Белое Безмолвие. Мы потеряли счет времени и шли точно мертвые». Пси хологическое выражение Белого Безмолвия - священный страх, сводящий человека с ума. Путники, заманиваемые призраком, бесцельно плутают по замерзшим руслам рек, стылой тундре, охваченные безумием («Тропой ложных солнц»). Старик Таруотер, заблудившись в снежном плену, прово дит несколько дней без крова у костра и, теряя разум, в забытьи грезит на яву, «возвращаясь к младенческому мышлению первобытного человека» («Как аргонавты в старину»). Его состояние Лондон уподобляет пред смертному, наподобие того, что испытывает курильщик опиума или чело век, околдованный волшебной силой. Как древний человек, герой не осоз нает времени, не выделяет себя из пространства и физически готов раство риться в природе. А безымянный герой рассказа «Костер», очутившийся в центре Белого Безмолвия, теряет силу тяжести и, не чувствуя отморожен ного тела, бежит и сам себе напоминает «скользящего по поверхности крылатого Меркурия», В центре Белого Безмолвия как будто отменяются те природные координаты, по которым привык жить человек. Это вопло щение абсолюта, абстракции, вне связи с живым природным миром. Мож но трактовать этот образ и в чисто национальном литературном аспекте. В романе «Моби Дик» предшественник Лондона Мелвилл рассуждает о философском смысле белизны и оставляет тайну ее «магической силы» неразгаданной. Он пишет о паническом ужасе, который испытывает вся кий человек перед явлениями природы, имеющими белую окраску. Он вопрошает, «может быть, своей бескрайностью белизна предрекает нам 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz