Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

которая тянулась на пятьсот миль к югу до Чилкутского перевала, Дайи и Соленой Воды, и на семьдесят миль к северу до Доусона, и еще на тысячу миль дальше до Нулато и до Сент-Майкла на Беринговом море, - полторы тысячи миль снежного пути. «Эта внешняя беспечность и легкость движе­ ния роднит золотоискателей с древними исландцами - героями саг. Они, как на крыльях, летят на своих кораблях то к берегам Норвегии и Дании, а то в Гренландию и в Америку, не считая времени, расстояния, зимовок. В «Саге о гренландцах» они сначала открыли одну страну, которая им не по­ нравилась, « вернулись на корабль, вышли в море и открыли вторую стра­ ну, потом поплыли оттуда с северо-восточным ветром и вновь увидели землю. «Лондон по типу саги мифологизирует пространство и время, ри­ суя их бесконечными. Однако, будучи правдивым в деталях, он рассказы­ вает о нечеловеческих усилиях, связанных с преодолением каждого метра пути. «Нет изнурительнее труда, - пишет Лондон в рассказе “Белое Без­ молвие”, - чем прокладывать дорогу. На каждом шагу широкие плетеные лыжи проваливаются, и ноги уходят в снег по самое колено. Потом надо осторожно вытаскивать ногу - отклонение от вертикали на ничтожную до­ лю дюйма грозит бедой». Во многих рассказах самоуверенные золотодо­ бытчики попадают в плен бескрайнего пространства. Отправляясь в пого­ ню за призрачной целью, они месяцами плутают по одним и тем же снеж­ ным тропам, почти никогда не достигают желаемого и погибают, попадая в сети обманчивой доступности космического пространства («Северная Одиссея», «За тех, кто в пути!», «Тропою ложных солнц»). Поэтический образ околдованных странников в рассказах Лондона по-своему правдив. Современные путешественники, знающие Крайний Север не понаслышке, свидетельствуют о том, что стоит только в большом пространстве изме­ ниться освещению, как моментально утрачиваются ясные ориентиры, и путник становится беспомощным, не узнавая знакомого места. Джек Лон­ дон рисует пространство Севера, используя бесконечно малые или безгра­ ничные величины, избегая масштабов, равных обыденной человеческой жизни. За кажущейся статичностью пространства скрывается неподвласт­ ное воле и разуму человека движение. Образ времени в его рассказах также далек от общепринятых пред­ ставлений. Время равновелико вечности, а для человека - это параметры его жизни и смерти. Отсчет времени ведется героями Лондона не по минутам, а по особым знакам. В рассказе «Закон жизни» старик Коскуш разжигает костер и, оставленный племенем умирать, знает, что «охапка сухих сучьев теперь мера его жизни. Один за другим сучья будут поддерживать огонь, и так же шаг за шагом будет подползать к нему смерть. «В рассказе “Костер” мерой жизни становятся 50 градусов мороза, а в “Белом Безмолвии”» пе­ реход в двадцать снов по великойСевернойТроперавняетчеловекасбогом. Так из масштабов северного пространства, времени и температуры, нарисованных Лондоном, рождается основной философский и поэтиче­ 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz