Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.
которая тянулась на пятьсот миль к югу до Чилкутского перевала, Дайи и Соленой Воды, и на семьдесят миль к северу до Доусона, и еще на тысячу миль дальше до Нулато и до Сент-Майкла на Беринговом море, - полторы тысячи миль снежного пути. «Эта внешняя беспечность и легкость движе ния роднит золотоискателей с древними исландцами - героями саг. Они, как на крыльях, летят на своих кораблях то к берегам Норвегии и Дании, а то в Гренландию и в Америку, не считая времени, расстояния, зимовок. В «Саге о гренландцах» они сначала открыли одну страну, которая им не по нравилась, « вернулись на корабль, вышли в море и открыли вторую стра ну, потом поплыли оттуда с северо-восточным ветром и вновь увидели землю. «Лондон по типу саги мифологизирует пространство и время, ри суя их бесконечными. Однако, будучи правдивым в деталях, он рассказы вает о нечеловеческих усилиях, связанных с преодолением каждого метра пути. «Нет изнурительнее труда, - пишет Лондон в рассказе “Белое Без молвие”, - чем прокладывать дорогу. На каждом шагу широкие плетеные лыжи проваливаются, и ноги уходят в снег по самое колено. Потом надо осторожно вытаскивать ногу - отклонение от вертикали на ничтожную до лю дюйма грозит бедой». Во многих рассказах самоуверенные золотодо бытчики попадают в плен бескрайнего пространства. Отправляясь в пого ню за призрачной целью, они месяцами плутают по одним и тем же снеж ным тропам, почти никогда не достигают желаемого и погибают, попадая в сети обманчивой доступности космического пространства («Северная Одиссея», «За тех, кто в пути!», «Тропою ложных солнц»). Поэтический образ околдованных странников в рассказах Лондона по-своему правдив. Современные путешественники, знающие Крайний Север не понаслышке, свидетельствуют о том, что стоит только в большом пространстве изме ниться освещению, как моментально утрачиваются ясные ориентиры, и путник становится беспомощным, не узнавая знакомого места. Джек Лон дон рисует пространство Севера, используя бесконечно малые или безгра ничные величины, избегая масштабов, равных обыденной человеческой жизни. За кажущейся статичностью пространства скрывается неподвласт ное воле и разуму человека движение. Образ времени в его рассказах также далек от общепринятых пред ставлений. Время равновелико вечности, а для человека - это параметры его жизни и смерти. Отсчет времени ведется героями Лондона не по минутам, а по особым знакам. В рассказе «Закон жизни» старик Коскуш разжигает костер и, оставленный племенем умирать, знает, что «охапка сухих сучьев теперь мера его жизни. Один за другим сучья будут поддерживать огонь, и так же шаг за шагом будет подползать к нему смерть. «В рассказе “Костер” мерой жизни становятся 50 градусов мороза, а в “Белом Безмолвии”» пе реход в двадцать снов по великойСевернойТроперавняетчеловекасбогом. Так из масштабов северного пространства, времени и температуры, нарисованных Лондоном, рождается основной философский и поэтиче 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz