Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

суна. Герои Ибсена бегают на лыжах, носят рукавицы и меховые шапки, отряхивают с шуб снег, любуются застывшими фьордами, поднимаются высоко в горы, и на них как будто не действует леденящий холод. Гамсун одним из первых изобразил северную природу не только ве­ личавой и божественно недоступной, но и в качестве родного дома и есте­ ственной среды для норвежцев. Однако, образ северной природы в книгах скандинавских писателей выполняет, большей частью, функцию аккомпа­ немента противоречивым чувствам разочарованных героев, мир Севера еще не обрел своего языка, художественной целостности и самостоятель­ ности, - словом, своего творца. Им и стал Джек Лондон. Путешествие на Север в 1896—97 годах явилось важнейшим событи­ ем биографии будущего писателя. В начале пути желание обладать золо­ том Аляски, вероятно, казалось Лондону равным достижению Американ­ ской мечты, особенно в условиях жестокой бедности. Молодой и сильный, он проделал опаснейший путь через Чилкутский перевал, неся самую тя­ желую поклажу. Достигнув Юкона, он вместе со спутниками преодолевал замерзающие реки и озера, «беря с боем каждый ярд чистой воды». Они все-таки застолбили золотоносные участки, выдержали тяжелую зимовку в пустой хижине и вернулись в столицу Клондайка Доусон, но Лондон не дождался весны - сезона, когда старатели моют золото; он заболел цингой и такой же бедный, как и в начале путешествия, вернулся домой. Не золо­ то, а жизненный опыт оказался бесценным; впечатлительный писатель от­ крыл для себя безграничный, первозданный и прекрасный мир Севера. Зи­ муя в заброшенной хижине, Лондон слушал рассказы бывалых людей, со­ поставлял их с личным опытом, наблюдал, выполнял ежедневную работу, читал. Он осмыслил природу Клондайка, людей Севера и жизнь на Севере в формах своеобразной поэтической философии, в ней соединились реаль­ ность с мифологическим осознанием бытия и с современными трудами Дарвина, Спенсера, Маркса, Ницше - благо, книги на зимовье были. Вскоре после выхода первых рассказов о Клондайке в 1899 году Джек Лондон пишет программную для него статью «О писательской фи­ лософии жизни». В ней он обозначил основные принципы своего творче­ ства. Ему важно создать такую «философию жизни», чтобы его «произве­ дения выглядели здравыми, правдивыми, свежими, открывали новое, что ожидал услышать мир, и, главное, были оригинальными, означенными личностью самого писателя». Правда, по Лондону, заключается в изображении реалистической и узнаваемой картины мира, в том числе и места действия рассказов. Точность географических данных Клондайка и Юкона в произведе­ ниях Джека Лондона такова, что в приложениях к американским изданиям его сочинений печатаются путевые карты, обозначающие передвижения героев, с указанием населенных пунктов, названий рек, озер, маршрутов. С другой стороны, Лондон изображает Север как явление универсальное. Со­ 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz