Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.
суна. Герои Ибсена бегают на лыжах, носят рукавицы и меховые шапки, отряхивают с шуб снег, любуются застывшими фьордами, поднимаются высоко в горы, и на них как будто не действует леденящий холод. Гамсун одним из первых изобразил северную природу не только ве личавой и божественно недоступной, но и в качестве родного дома и есте ственной среды для норвежцев. Однако, образ северной природы в книгах скандинавских писателей выполняет, большей частью, функцию аккомпа немента противоречивым чувствам разочарованных героев, мир Севера еще не обрел своего языка, художественной целостности и самостоятель ности, - словом, своего творца. Им и стал Джек Лондон. Путешествие на Север в 1896—97 годах явилось важнейшим событи ем биографии будущего писателя. В начале пути желание обладать золо том Аляски, вероятно, казалось Лондону равным достижению Американ ской мечты, особенно в условиях жестокой бедности. Молодой и сильный, он проделал опаснейший путь через Чилкутский перевал, неся самую тя желую поклажу. Достигнув Юкона, он вместе со спутниками преодолевал замерзающие реки и озера, «беря с боем каждый ярд чистой воды». Они все-таки застолбили золотоносные участки, выдержали тяжелую зимовку в пустой хижине и вернулись в столицу Клондайка Доусон, но Лондон не дождался весны - сезона, когда старатели моют золото; он заболел цингой и такой же бедный, как и в начале путешествия, вернулся домой. Не золо то, а жизненный опыт оказался бесценным; впечатлительный писатель от крыл для себя безграничный, первозданный и прекрасный мир Севера. Зи муя в заброшенной хижине, Лондон слушал рассказы бывалых людей, со поставлял их с личным опытом, наблюдал, выполнял ежедневную работу, читал. Он осмыслил природу Клондайка, людей Севера и жизнь на Севере в формах своеобразной поэтической философии, в ней соединились реаль ность с мифологическим осознанием бытия и с современными трудами Дарвина, Спенсера, Маркса, Ницше - благо, книги на зимовье были. Вскоре после выхода первых рассказов о Клондайке в 1899 году Джек Лондон пишет программную для него статью «О писательской фи лософии жизни». В ней он обозначил основные принципы своего творче ства. Ему важно создать такую «философию жизни», чтобы его «произве дения выглядели здравыми, правдивыми, свежими, открывали новое, что ожидал услышать мир, и, главное, были оригинальными, означенными личностью самого писателя». Правда, по Лондону, заключается в изображении реалистической и узнаваемой картины мира, в том числе и места действия рассказов. Точность географических данных Клондайка и Юкона в произведе ниях Джека Лондона такова, что в приложениях к американским изданиям его сочинений печатаются путевые карты, обозначающие передвижения героев, с указанием населенных пунктов, названий рек, озер, маршрутов. С другой стороны, Лондон изображает Север как явление универсальное. Со 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz