Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.
Художественный образ Севера в рассказах Джека Лондона о Клондайке Север есть Север, и человеческие сердца подчиняются здесь законам, которых люди, не путешествовавшие в далеких краях, никогда не смогут понять. Джек Лондон «В далеком краю» Более ста лет прошло с момента выхода из печати первых северных рассказов Джека Лондона. Они были объединены в несколько сборников («Сын волка», «Дети мороза», «Вера в человека», «Любовь к жизни» и другие) и издавались с 1900 по 1912 год. Рассказы о Клондайке сделали писателя популярным, и хотя Лондон не был первооткрывателем темы Се вера в мировой литературе, именно он изобразил Север как величествен ный космос и создал его целостный образ в нерасторжимом единстве при родного, духовного, человеческого, эстетического начал. Уже один этот факт определяет особое место Джека Лондона в мировой литературе, од нако для критиков как в России, так и в США, ценность его творчества не бесспорна. Одни в нем видят самого высокооплачиваемого писателя рубе жа веков, другие - талантливого анималиста, кто-то анализирует совокуп ность компонентов, составляющих его мировоззрение (ницшеанство, соци- ал-дарвинизм, идеи социализма), и редкий литературовед воспринимает его как писателя, открывшего нам поэтический образ Севера. До Лондона тема Севера как целостного явления встречается, пожа луй, в англосаксонском героическом эпосе «Беовульф», исландских сагах и северо-германской «Эдде», однако, почти тысячелетие отделяет эти эпи ческие сказания от его книг. Древнейшие поэмы описывают суровые ландшафты и величественных викингов, чьи подвиги связаны не только с военными победами, но и с покорением природы. В героической эпичес кой поэме «Беовульф» впечатляют описания холодного разбушевавшегося моря возле северных берегов Норвегии и «заиндевелой темной чащи в ту мане болотном», где скрываются чудовища. Герои, преодолевая опасности, едва избегают смерти. Древние исландцы - герои родовых саг, осваивая Гренландию и Америку, во множестве своем удостаиваются последней не замысловатой эпитафии - «а некоторые и вовсе не вернулись». Возможно, со времен эпических сказаний в литературе позднейшего времени появля ется штамп - отождествление Севера с холодом, страхом и смертью. Так, героиня романа Ш. Бронте «Джен Эйр» рассматривает в книге пейзажи Норвегии и, читая о них, представляет безжизненный мир, равновеликий абсолютному злу и смерти. В конце XIX - начале XX века писатели в изображении северного мира освобождаются от общепринятых условностей, и тема Севера стано вится модной, благодаря драмам Ибсена, творчеству Стриндберга и Гам- 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz