Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

Удивление относится к старинному поморскому городу Кола, кото­ рый располагается у кромки моря, и где поморы, отвоевывая пространство жизни у прилива, спокойно живут и трудятся. Нет крепостного рабства, нет и домостроя («бабы правят города»), женщина-поморка красива, на­ рядна, здорова, она не только ведет хозяйство, но и выходит в море вместо мужчин и по древнему обычаю заклинает ветер, чтобы суженый вернулся. Может ли мужчина-помор быть жалким и сирым рядом с истинно русской красавицей? На это у Случевского нет ответа, поскольку его занимает фи­ лософский вопрос, как «русскому человеку» удается выжить «перед жи­ вым лицом всевидящего бога» в условиях ледяных ветров и страшного хо­ лода, «где божиим веленьем сведена граница родины с границею творе­ нья». Поэт осознает, что прежние литературные штампы в представлении о русском человеке на Севере не работают. В первозданном мире человек очищен от наносного, он «слагает прочь с души, за долгие года, / всю тяго­ ту вражды, всю немощность труда... / и предстает пред глазами бога в сво­ ем природном правдивом облике... Об этом чуть позднее скажет Пришвин: «Поморов принято считать цветом русской народности. Это единственный известный мне уголок России, где люди гордятся своей родиной». Размышляя над увиденным, моделируя мир, Случевский с помощью образов-символов создает «одухотворенное пространство», равное космо­ су. Значимость его поэзии равновелика созданию «художественного текста Кольского Севера», в котором знаковыми становятся составляющие его концепты теогонии, античной драмы, сказки, зарождения жизни и торже­ ства смерти, универсального природного человека, русского характера. Поэт выстраивает изобразительный ряд, в котором черты Кольского края узнаваемы: это и гранитная архитектура огромного пространства, палитра ни с чем не сравнимых северных красок («густая синь горизонта, темнею­ щий изумруд волны, фиолетовые тени полуночного солнца»...). Заметим, что художественное сознание творца стихийно расширяется, усиливается поэтический голос, философствование сменяется пантеистическим созер­ цанием и осмыслением мира. Финальные строчки «Мурманских отголо­ сков» афористичны, универсальное передается кратким и ёмким словом: Здесь вечность, в веяньи суровой красоты, Легла для отдыха и дышит на просторе. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz