Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.
графией и бытом провинциального ирландского города, - все вместе спо собствовало превращению «клочка родной земли» под пером Фолкнера в универсальную модель мира. Эта модель, которая вместила реальность жизни и художественное сознание автора, не статична, наоборот, Фолкнер говорит о ее движении и росте, поскольку неисчерпаемость материала приводит к развитию и обогащению его таланта. Первенство в создании мифологемы пространства Кольского Севера, на наш взгляд, принадлежит замечательному поэту Константину Случев- скому, который в конце XIX века посетил Кольский полуостров и создал сборник стихотворений «Мурманские отголоски». Его путешествие летом 1885 года на крейсере «Забияка» проходило через Териберскую губу и Те- риберку, в дальнейшем включило посещение Ара-губы и Ура-губы, Колы, Иоканьгских островов. Поэта поразили невиданные прежде масштабы ок ружающего пространства. Он восклицает: «Какие здесь всему великие размеры!» Привычные измерения не подходят для описания «гранитных палат», которые «тысячеверстною воздвиглися стеной». Он многократно усиливает эпитеты, сравнения, включает архаическую лексику, чтобы пе редать величавый размах открывшейся картины, где «глубь морских пучин так страшно холодна», а в ней кипит «могучий бой под великими волна ми». Для поэта разительны контрасты дня и ночи, тепла и холода, гранита скалы и выросшей на ней «пигмейки-сосенки». Поэт находит образ-мифологему для художественного изображения северного пространства, в его представлении Кольский Север - это дикий первозданный мир, в котором демиург только искал формы и прообразы мироздания. Здесь сходятся основания живой и неживой природы, как буд то создатель еще не был уверен в своих намерениях и, играя массами и про странствами, придавал скалам облик «чудодейных дворцов», а отражениям «форму лиц», бросал на полдороге «исковерканные пласты», сыпал «блеск по отмелям и лудам». Поэзия Случевского ищет соответствия северной природе в известных ему картинах. Он вспоминает Альпы: «Тою же ярко стью красок / в Альпах, на крайних высях / кучки гвоздики алеют / в веч ных, великих снегах». Однако ему это сравнение кажется поверхностным, поскольку отличий больше, и он признает, что мир Кольского Севера уни кален. Единственно равным увиденному становится для Случевского образ античной теогонии. В нагромождении скал поэт рассмотрел античную «эпопею или драму жизни каменных пород». Битву титанов и гигантов он вспоминает, когда наблюдает разыгравшихся в непогоду китов: «Сколько их! Кругом мелькают / будто темные щиты / Неких витязей подводных. / Волны - витязей шеломы, / бури рев - их голоса!». Величественная стати ка гранитных скал, небеса и море как незыблемая рама бытия и одновре менно неостановимое движение нарождающихся форм заставляют поэта размышлять о природе жизни и смерти, о необычности их проявлений. 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz