Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

графией и бытом провинциального ирландского города, - все вместе спо­ собствовало превращению «клочка родной земли» под пером Фолкнера в универсальную модель мира. Эта модель, которая вместила реальность жизни и художественное сознание автора, не статична, наоборот, Фолкнер говорит о ее движении и росте, поскольку неисчерпаемость материала приводит к развитию и обогащению его таланта. Первенство в создании мифологемы пространства Кольского Севера, на наш взгляд, принадлежит замечательному поэту Константину Случев- скому, который в конце XIX века посетил Кольский полуостров и создал сборник стихотворений «Мурманские отголоски». Его путешествие летом 1885 года на крейсере «Забияка» проходило через Териберскую губу и Те- риберку, в дальнейшем включило посещение Ара-губы и Ура-губы, Колы, Иоканьгских островов. Поэта поразили невиданные прежде масштабы ок­ ружающего пространства. Он восклицает: «Какие здесь всему великие размеры!» Привычные измерения не подходят для описания «гранитных палат», которые «тысячеверстною воздвиглися стеной». Он многократно усиливает эпитеты, сравнения, включает архаическую лексику, чтобы пе­ редать величавый размах открывшейся картины, где «глубь морских пучин так страшно холодна», а в ней кипит «могучий бой под великими волна­ ми». Для поэта разительны контрасты дня и ночи, тепла и холода, гранита скалы и выросшей на ней «пигмейки-сосенки». Поэт находит образ-мифологему для художественного изображения северного пространства, в его представлении Кольский Север - это дикий первозданный мир, в котором демиург только искал формы и прообразы мироздания. Здесь сходятся основания живой и неживой природы, как буд­ то создатель еще не был уверен в своих намерениях и, играя массами и про­ странствами, придавал скалам облик «чудодейных дворцов», а отражениям «форму лиц», бросал на полдороге «исковерканные пласты», сыпал «блеск по отмелям и лудам». Поэзия Случевского ищет соответствия северной природе в известных ему картинах. Он вспоминает Альпы: «Тою же ярко­ стью красок / в Альпах, на крайних высях / кучки гвоздики алеют / в веч­ ных, великих снегах». Однако ему это сравнение кажется поверхностным, поскольку отличий больше, и он признает, что мир Кольского Севера уни­ кален. Единственно равным увиденному становится для Случевского образ античной теогонии. В нагромождении скал поэт рассмотрел античную «эпопею или драму жизни каменных пород». Битву титанов и гигантов он вспоминает, когда наблюдает разыгравшихся в непогоду китов: «Сколько их! Кругом мелькают / будто темные щиты / Неких витязей подводных. / Волны - витязей шеломы, / бури рев - их голоса!». Величественная стати­ ка гранитных скал, небеса и море как незыблемая рама бытия и одновре­ менно неостановимое движение нарождающихся форм заставляют поэта размышлять о природе жизни и смерти, о необычности их проявлений. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz