Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.
странство получает различные контуры в зависимости от характера общих моделей мира, частью которых оно является» [Лотман, 1993, с. 407]. Тем самым Ю.М. Лотман говорит и об архетипичности пространства, и о зави симости его образа от осознания человеком. В.Н. Топоров отмечает, что построение модели пространства в литературе нового времени основыва ется на его мифологизации и «одухотворении». Он пишет: «...В наиболее значительных художественных текстах нового времени снова и снова ге нерируется подлинно мифопоэтическое и самодовлеющее пространство, выступающее как противовес отпадающим и технизированным образам пространства. Это новое “завоевание”... обживание, одухотворение про странства совершается в разных направлениях и разными способами. Сре ди них создание новых мифолологем о пространстве, которые иногда ста новятся лейтмотивом целых текстов» [Топоров, 1997, с. 501-502]. Очевидна безмерность культурных пространств Петербурга, Рима, Берлина, Венеции, Парижа, и возникает вопрос, возможна ли и каким спо собом мифологизация и «одухотворение» малого пространства, не связан ного в сознании человека с широким культурным фоном? Каким образом реальное географическое пространство, прежде безвестное, становится фактом мировой культуры, наделяется знаковым смыслом? Один из отве тов на этот вопрос принадлежит Фолкнеру, который из провинциального городка Оксфорд штата Миссисипи с прилегающими фермерскими угодь ями создал универсальную модель американского Юга с его особенной мифологией, историей, культурой, поэтическими смыслами, архетипами, психологией и этикой повседневной жизни. В интервью Джин Стайн Фолкнер объясняет некоторые причины, позволившие ему увидеть знако мый мир как космос: «Начиная с “Сарториса” я обнаружил, что мой собст венный, величиной с почтовую марку, клочок родной земли стоит того, чтоб о нем писать, что я никогда не исчерпаю этой темы и, сообщая дейст вительному новый смысл, получу свободу полностью развивать способно сти, если таковые у меня имеются. Это открыло для меня новую жилу, я создал собственный космос... Мне нравится думать о мире, который я соз дал, как о краеугольном камне вселенной, и, как бы ни был мал этот ка мень, если его убрать, вселенная рухнет» [Фолкнер, 1985, с. 246]. Создание фолкнеровского космоса было обусловлено и объективными причинами... Округ Йокнапатофа, придуманный и воссозданный Фолкнером в цикле романов, сохраняя узнаваемость, наследовал реальные черты южной жиз ни и универсальность южного мифа, к тому времени сложившегося в на циональном сознании американцев. Писательский дар Фолкнера был рав новелик поставленной им цели, культурный же контекст эпохи, в котором жанровая форма романа-мифа творчески осваивалась многими писателями, способствовал мифотворчеству великого американца. Наконец, уроки джойсовского «Улисса», который в географическом пространстве Дублина объединил безмерность мифа, алгоритм цивилизации с подробной топо 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz