Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

странство получает различные контуры в зависимости от характера общих моделей мира, частью которых оно является» [Лотман, 1993, с. 407]. Тем самым Ю.М. Лотман говорит и об архетипичности пространства, и о зави­ симости его образа от осознания человеком. В.Н. Топоров отмечает, что построение модели пространства в литературе нового времени основыва­ ется на его мифологизации и «одухотворении». Он пишет: «...В наиболее значительных художественных текстах нового времени снова и снова ге­ нерируется подлинно мифопоэтическое и самодовлеющее пространство, выступающее как противовес отпадающим и технизированным образам пространства. Это новое “завоевание”... обживание, одухотворение про­ странства совершается в разных направлениях и разными способами. Сре­ ди них создание новых мифолологем о пространстве, которые иногда ста­ новятся лейтмотивом целых текстов» [Топоров, 1997, с. 501-502]. Очевидна безмерность культурных пространств Петербурга, Рима, Берлина, Венеции, Парижа, и возникает вопрос, возможна ли и каким спо­ собом мифологизация и «одухотворение» малого пространства, не связан­ ного в сознании человека с широким культурным фоном? Каким образом реальное географическое пространство, прежде безвестное, становится фактом мировой культуры, наделяется знаковым смыслом? Один из отве­ тов на этот вопрос принадлежит Фолкнеру, который из провинциального городка Оксфорд штата Миссисипи с прилегающими фермерскими угодь­ ями создал универсальную модель американского Юга с его особенной мифологией, историей, культурой, поэтическими смыслами, архетипами, психологией и этикой повседневной жизни. В интервью Джин Стайн Фолкнер объясняет некоторые причины, позволившие ему увидеть знако­ мый мир как космос: «Начиная с “Сарториса” я обнаружил, что мой собст­ венный, величиной с почтовую марку, клочок родной земли стоит того, чтоб о нем писать, что я никогда не исчерпаю этой темы и, сообщая дейст­ вительному новый смысл, получу свободу полностью развивать способно­ сти, если таковые у меня имеются. Это открыло для меня новую жилу, я создал собственный космос... Мне нравится думать о мире, который я соз­ дал, как о краеугольном камне вселенной, и, как бы ни был мал этот ка­ мень, если его убрать, вселенная рухнет» [Фолкнер, 1985, с. 246]. Создание фолкнеровского космоса было обусловлено и объективными причинами... Округ Йокнапатофа, придуманный и воссозданный Фолкнером в цикле романов, сохраняя узнаваемость, наследовал реальные черты южной жиз­ ни и универсальность южного мифа, к тому времени сложившегося в на­ циональном сознании американцев. Писательский дар Фолкнера был рав­ новелик поставленной им цели, культурный же контекст эпохи, в котором жанровая форма романа-мифа творчески осваивалась многими писателями, способствовал мифотворчеству великого американца. Наконец, уроки джойсовского «Улисса», который в географическом пространстве Дублина объединил безмерность мифа, алгоритм цивилизации с подробной топо­ 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz