Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

Приложение 2 СЕМАНТИКА ПРОСТРАНСТВА КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В СТИХОТВОРНОМ ЦИКЛЕ К. СЛУЧЕВСКОГО «МУРМАНСКИЕ ОТГОЛОСКИ» С древнейших времен человек моделировал пространство своей жиз­ ни и создавал его символический и одновременно художественный образ. Самый замечательный пример - модель античного греческого мира на щи­ те Гефеста в гомеровской «Илиаде». Она объединила пространства Космо­ са, природы, эллинской цивилизации, запечатлела картины жизни, и круг щита еще раз отразился в древней хороводной пляске, дополненной звука­ ми и ритмом музыки. Многоструктурный образ запечатлел в малом - уни­ версальное. Этот «прием пространственного конструирования мира в сознании человека», объединения микро- и макрокосма, обладает воспроизводимо­ стью, архетипичностью, поскольку на протяжении культурной истории че­ ловечества используется не раз. Так в «Песне о Роланде» огромный мир создается на малом художественном пространстве с помощью простого перечисления народов, входящих в войско эмира. Или, например, в «Боже­ ственной комедии» Данте первые терцины, описывающие блуждания ге­ роя в темном лесу возле горы в поисках звезды, являют собой чертеж кос­ мического пространства, включающий расщелину Ада, гору Чистилища и звездное небо Рая. Не удивительно, что вопросы семантики и семиотики пространства в литературе стали предметом научных исследований замечательных фило­ логов двадцатого века, среди которых важны имена Лихачева, Лотмана, Топорова, также Зиммеля, Беньямина, Серто, Турома и многих других. Так Д.С. Лихачев рассматривает пространство сада как «некую иконологиче­ скую систему», которая воспринимается в свете «эстетического климата эпохи». Ю.М. Лотман в работах, посвященных семиотике городского про­ странства, исследует мифологию Петербурга. Создает свой «петербург­ ский текст» В.Н. Топоров, замечая, что «пространство есть текст» (то есть пространство как таковое может быть понято как сообщение) [Топоров, 1997, с. 501-502]. Прочтению городского пространства Венеции в контек­ сте театральности и карнавала посвящены статьи Зиммеля и Беньямина. Мощный культурный фон, история, человеческие судьбы послужили раз­ вертыванию и осознанию безграничных пространств Рима и Парижа. П. Акройд в романах и статьях последнего времени анализирует и одно­ временно создает семиотический текст Лондона. Для нас в осознании се­ мантики пространства важно высказанное Лотманом суждение о том, что «возникнув в определенных исторических условиях, географическое про­ 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz