Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

Тем не менее, чем быстрее идёт процесс разрушения национальных культур, тем сильнее встречное движение, направленное на сохранение исконно сложившихся традиций и не только в качестве музейных экспона­ тов, а живых и востребованных явлений общественного развития. Очевид­ но, самоидентификация личности, жизнь нации и государства в целом по­ коится на сохранении базовых культурных ценностей. Понятие идентич­ ности обладает объективным смыслом и устойчивостью, поскольку этни­ ческая принадлежность, ментальность, черты национального характера не зависят от выбора человека. Заметим, что с древнейших времён именно литература играла едва ли не главную роль в осознании личностью и обществом процессов иден­ тификации и « отражала единый и неразрывный процесс органического духовного развития нации» [Смирнов, 2008, с. 220]. Во времена раннего средневековья, в эпоху «великого переселения народов» каждый этнос в эпических поэмах создавал собственную, зачастую идеализированную мо­ дель мира, определялся с «первопредком - культурным героем» и, по сло­ вам Е.М. Мелетинского, воспевал «славное национальное прошлое» [Ме- летинский, 1986, с. 79]. Разрушение литературного канона взаимосвязано с крушением привычной модели общественной жизни, кризисом духовности и дальнейшим преодолением негативных процессов, поскольку в каноне заключено и метафизическое, и побуждающее к движению начало. Тесно взаимосвязанные явления мультикультурализма и самоиден­ тификации во многом определяют направление в развитии современной цивилизации и находят своё отражение в художественном творчестве каж­ дого региона большого мира. Обратим внимание и на то, что сосущество­ вание разных культур, их творческое влияние друг на друга и взаимопро­ никновение известно с древнейших времён. Формы этих отношений мно­ гообразны. Они включают и прямое заимствования чужих образцов, их творческое переосмысление, а также отграничение собственного культур­ ного пространства в ситуации диалога культур. Об этих процессах доста­ точно много размышляли романтики в начале XIX столетия. Роман Валь­ тера Скотта «Айвенго» описывает столкновение культур саксов и норман­ нов, их враждебность, которая была преодолена приблизительно через три столетия и ознаменовалась рождением единой английской культуры. В знаменитом сборнике стихотворений «Западно-восточный диван» Гёте не стремился подражать ни «Песне песней», ни Фирдоуси, его задача была - найти объединяющее общечеловеческое и эстетическое начало в культурах Востока и Запада. Более того, в работе «Статьи и примечания к лучшему уразумению “Западно-восточного дивана”» Гёте размышляет о том, что ми­ ровой литературный процесс сохраняет национальную идентичность каж­ дой литературы. Он пишет: «Более всего хотел бы сочинитель вышеприве­ дённых стихотворений, чтобы смотрели на него как на путешественника, какого похвалят, если удастся ему примениться, по внутренней склонно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz