Наумлюк, М. В. Региональная литература Кольского Севера XX-XXI века в аспекте идентичности и мультикультурности. Страницы истории и современность / М. В. Наумлюк ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - 157 с.

тивным изменениям, однако региональные почвеннические факторы име­ ют более сильную позицию, чем процессы глобализации, и это проверено временем. Как пишет профессор Рубин, «индустриализация оказывает оп­ ределённое давление на культуру, но старая культура Юга способна адап­ тироваться к современным процессам, как это происходит в Японии или России» [Rubin, 1991, р. 29]. Механизмы этой адаптации пока достаточно не изучены, однако многие исследователи делают упор на глубинные ус­ тойчивые формы самосознания и самоидентификации, не поддающиеся изменениям и тем самым сохраняющие «нечто южное в южанах, что за­ ставляет их вести себя на южный манер» [Ibid, р. 27]. Однако существует и противоположная точка зрения, связанная с мультикультурным переос­ мыслением национальной литературы. В современном глобальном и мультикультурном обществе, по мысли американского исследователя Сэмюэля Хантингтона, фундаментальные ценности теряют устойчивость. Он отмечает, что в « быстро меняющемся мире исчезают традиционные идентичности, личность переосмысляет свой собственный мир, и создаются новые источники идентичности и порядка» [Huntington, 1997, р. 97]. Возникает понятие подвижной идентичности (fluid identity), которое предполагает, что человек в течение жизни не раз меняет своё мировоззрение, свободно выбирает язык, религию, культур­ ные предпочтения, значит, понятие идентичности в современном глобаль­ ном мире теряет чёткость и становится субъективным [Ibid, р. 117-118]. Многие культурологи, в частности М. Тлостанова соотносят иден­ тичность с «мультикультурализмом, который, в свою очередь, является важной частью процесса пересмотра культурного и литературного канона» [Тлостанова, 2004 с. 296], а также отказа от традиционных национальных ценностей в условиях современной цивилизации. Понятие мультикультур­ ности разработано в трудах западных исследователей - Фидлера, Кермо- уда, Лаутера, Саида и предполагает на основе мультикультурных моделей переписывание национальной истории, отказ от сложившихся представле­ ний о национальном характере, языке, литературе, а взамен концепции ги­ бридизации, маргинальное™, инаковости, феномены разнообразия и раз­ личия, свойственные цивилизации XXI века. Мультикультурализм связан с кризисом национальной и личностной идентичности, более того, в его рамках осмысляется враждебность культур по отношению друг к другу. Считается, что мультикультурализм в большей степени характерен для со- цио-культурной ситуации США, однако, маргинальность, утрата домини­ рующих ценностей - это реальность современных европейских государств и результат глобализации. Для ряда исследователей между процессами мультикультурного развития и самоидентификации нет непроницаемой стены, и, по мнению американского историка Джойс Апплби, мультикуль­ турализм для США, например, - своеобразная модель национальной иден­ тичности [Appleby, 1992]. 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz