Наумлюк, М. В. О кафедре литературы, коллегах и друзьях... / М. В. Наумлюк // Наука и образование. - 2009. – № 10. - С. 182-184.

184 70 лет МГПУ Мне до сих пор трудно смириться с преждевре­ менным отъездом Ларисы Дмитриевны Шаховой. Ей нет замены на кафедре. Ее ровный спокойный характер был залогом нашего общего гармонично­ го существования. Блестящий методист, профессор института усовершенствования учителей, она па­ раллельно преподавала в школе, зная, что должна быть на вершине профессии. Лариса Дмитриевна стала заслуженным учителем России. Думаю, что расцвет кафедры приходится на го­ ды заведования Людмилы Львовны Ивановой, и это почти двадцать лет. Кафедра не сокращалась, но прирастала новыми преподавателями, «свежей кро­ вью» со стороны (Наумлюк, Гафаров). Выпускни­ ки успешно поступали в аспирантуры университе­ тов Москвы и Санкт-Петербурга, защищали диссер­ тации, но не возвращались: столицы притягатель­ ны. Кафедра фонтанировала творческими идеями. Соревнуясь друг с другом, Людмила Тимофеевна и Людмила Львовна ставили спектакли: и классику, и авангард. Актовый зал был переполнен, студен­ ты счастливы. Людмила Львовна расширила про­ странство кафедральной жизни; актеры, писатели, журналисты стали частыми гостями студенческой аудитории, сама же она —неизменный член жюри театральных и творческих фестивалей, известный театральный критик, активно сотрудничает с радио, телевидением и прессой. Глядя на Ольгу Владимировну Пожидаеву, по­ нимаешь, как много значит порода и фамилия. Кра­ сивая статная казачка, у которой дело спорится в ру­ ках. Отец ее Владимир Александрович Пожидаев — человек нелегкой судьбы, мужественный, гордый, памятная доска в его честь —у входа в Краеведче­ ский музей. Как отец и дочь похожи! Большое удо­ вольствие Ольге Владимировне приносит научная работа со студентами, которые неизменно получают высокие награды на университетских конференци­ ях, включая столичные вузы. Ольга Владимировна основала скандинавское направление в работе на­ шей кафедры, ее студенты пишут дипломы по ли­ тературе Норвегии и Финляндии, используя ори­ гинальные источники. В наше «нелитературное» и прагматичное время студенты уговорили ее вести во внерабочее время семинар по вопросам совре­ менной словесности. Это дорогого стоит! И еще, ее обаяние, доброта, прекрасное чувство юмора! Рамель Магфурьянович Гафаров, в моем пони­ мании, воплощение классического университетско­ го преподавателя, человек глубокого и оригиналь­ ного ума. Мы, кафедральные, слушали его откры­ тую лекцию по «Капитанской дочке» Пушкина как откровение. Всесторонне образованный, он тем не менее увлечен главной темой своей научной рабо­ ты—творчеством Гоголя, и теперь мы, коллеги, зна­ ем суждения Николая Васильевича по всем учеб­ ным и житейским вопросам. Классика вечна, одна­ ко, свежие публикации по философии и филологии первыми появляются в руках у Гафарова. И еще, его тонкий и лукавый восточный ум придает изюминку кафедральному общению. В античные времена особым почтением поль­ зовалась богиня домашнего очага и покоя Гестия или Веста. Существует ряд причин, по которым методисты и лаборанты надолго не задерживают­ ся на кафедрах, нам же повезло, что хранитель­ ницами кафедры в разное время стали две наши «жрицы-весталки» —Валентина Геннадьевна Ско- родумова и Римма Александровна Саватеева. За­ кончив МГПИ, Валентина Геннадьевна проработа­ ла на нашей кафедре почти сорок лет. «Обыкновен­ ная богиня», она придала ясность и весомость буд­ ничной работе, оформила ее структуры: документа­ цию, методические материалы, архив, библиотеку. Зная работу кафедры до мелочей, Валентина Генна­ дьевна принимала на себя дела, часто не входившие в круг ее основных обязанностей. Требовательная, принципиальная, она сама определила срок своей службы на кафедре и не изменила решения. Толь­ ко после ее ухода мы увидели, каким авторитетом она была во всех отделах университета. Она ушла, и что-то надломилось в кафедральной жизни: захи­ рели цветы, пропал после ремонта архив... Мы уже и не надеялись найти хозяйку, как появилась Римма Александровна, и стало ясно, что попали в точку, поскольку «заколосились» цветы, встали строго по ранжиру документы, появился электронный архив: жизнь продолжилась. Как важно для кафедры ли­ тературы, чтобы ее методист имел филологическое образование! Немало проработав в школе, Римма Александровна помогает студентам во время пе­ дагогической практики, она принимает участие во многих мероприятиях кафедры, искренне, от души, а не по обязанности. Инициативная и сообразитель­ ная, она освобождает кафедру от лишней рутины. Остроумная, обаятельная, деловая, она —на своем месте! Есть еще один член кафедры, скорее даже безмолвный ее символ —огромный скульптурный портрет Пушкина у «врат царства»! Он явно при­ надлежит советской архаике, никто не знает его ав­ тора, никто не помнит его происхождения: он был всегда. «На фоне Пушкина снимается семейство» — студенты фотографируются после вручения дипло­ мов; украшенный серпантином, осыпанный конфет­ ти, он с нами в дни народных праздников. Он сам занял это место, поскольку кафедры русской лите­ ратуры без Пушкина не бывает. Размышляя о судьбе кафедры литературы в наш век, я могу только повторить вслед за Антигоной: «Он у меня не волен взять мое»...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz