Наумлюк, М. В. О кафедре литературы, коллегах и друзьях... / М. В. Наумлюк // Наука и образование. - 2009. – № 10. - С. 182-184.
184 70 лет МГПУ Мне до сих пор трудно смириться с преждевре менным отъездом Ларисы Дмитриевны Шаховой. Ей нет замены на кафедре. Ее ровный спокойный характер был залогом нашего общего гармонично го существования. Блестящий методист, профессор института усовершенствования учителей, она па раллельно преподавала в школе, зная, что должна быть на вершине профессии. Лариса Дмитриевна стала заслуженным учителем России. Думаю, что расцвет кафедры приходится на го ды заведования Людмилы Львовны Ивановой, и это почти двадцать лет. Кафедра не сокращалась, но прирастала новыми преподавателями, «свежей кро вью» со стороны (Наумлюк, Гафаров). Выпускни ки успешно поступали в аспирантуры университе тов Москвы и Санкт-Петербурга, защищали диссер тации, но не возвращались: столицы притягатель ны. Кафедра фонтанировала творческими идеями. Соревнуясь друг с другом, Людмила Тимофеевна и Людмила Львовна ставили спектакли: и классику, и авангард. Актовый зал был переполнен, студен ты счастливы. Людмила Львовна расширила про странство кафедральной жизни; актеры, писатели, журналисты стали частыми гостями студенческой аудитории, сама же она —неизменный член жюри театральных и творческих фестивалей, известный театральный критик, активно сотрудничает с радио, телевидением и прессой. Глядя на Ольгу Владимировну Пожидаеву, по нимаешь, как много значит порода и фамилия. Кра сивая статная казачка, у которой дело спорится в ру ках. Отец ее Владимир Александрович Пожидаев — человек нелегкой судьбы, мужественный, гордый, памятная доска в его честь —у входа в Краеведче ский музей. Как отец и дочь похожи! Большое удо вольствие Ольге Владимировне приносит научная работа со студентами, которые неизменно получают высокие награды на университетских конференци ях, включая столичные вузы. Ольга Владимировна основала скандинавское направление в работе на шей кафедры, ее студенты пишут дипломы по ли тературе Норвегии и Финляндии, используя ори гинальные источники. В наше «нелитературное» и прагматичное время студенты уговорили ее вести во внерабочее время семинар по вопросам совре менной словесности. Это дорогого стоит! И еще, ее обаяние, доброта, прекрасное чувство юмора! Рамель Магфурьянович Гафаров, в моем пони мании, воплощение классического университетско го преподавателя, человек глубокого и оригиналь ного ума. Мы, кафедральные, слушали его откры тую лекцию по «Капитанской дочке» Пушкина как откровение. Всесторонне образованный, он тем не менее увлечен главной темой своей научной рабо ты—творчеством Гоголя, и теперь мы, коллеги, зна ем суждения Николая Васильевича по всем учеб ным и житейским вопросам. Классика вечна, одна ко, свежие публикации по философии и филологии первыми появляются в руках у Гафарова. И еще, его тонкий и лукавый восточный ум придает изюминку кафедральному общению. В античные времена особым почтением поль зовалась богиня домашнего очага и покоя Гестия или Веста. Существует ряд причин, по которым методисты и лаборанты надолго не задерживают ся на кафедрах, нам же повезло, что хранитель ницами кафедры в разное время стали две наши «жрицы-весталки» —Валентина Геннадьевна Ско- родумова и Римма Александровна Саватеева. За кончив МГПИ, Валентина Геннадьевна проработа ла на нашей кафедре почти сорок лет. «Обыкновен ная богиня», она придала ясность и весомость буд ничной работе, оформила ее структуры: документа цию, методические материалы, архив, библиотеку. Зная работу кафедры до мелочей, Валентина Генна дьевна принимала на себя дела, часто не входившие в круг ее основных обязанностей. Требовательная, принципиальная, она сама определила срок своей службы на кафедре и не изменила решения. Толь ко после ее ухода мы увидели, каким авторитетом она была во всех отделах университета. Она ушла, и что-то надломилось в кафедральной жизни: захи рели цветы, пропал после ремонта архив... Мы уже и не надеялись найти хозяйку, как появилась Римма Александровна, и стало ясно, что попали в точку, поскольку «заколосились» цветы, встали строго по ранжиру документы, появился электронный архив: жизнь продолжилась. Как важно для кафедры ли тературы, чтобы ее методист имел филологическое образование! Немало проработав в школе, Римма Александровна помогает студентам во время пе дагогической практики, она принимает участие во многих мероприятиях кафедры, искренне, от души, а не по обязанности. Инициативная и сообразитель ная, она освобождает кафедру от лишней рутины. Остроумная, обаятельная, деловая, она —на своем месте! Есть еще один член кафедры, скорее даже безмолвный ее символ —огромный скульптурный портрет Пушкина у «врат царства»! Он явно при надлежит советской архаике, никто не знает его ав тора, никто не помнит его происхождения: он был всегда. «На фоне Пушкина снимается семейство» — студенты фотографируются после вручения дипло мов; украшенный серпантином, осыпанный конфет ти, он с нами в дни народных праздников. Он сам занял это место, поскольку кафедры русской лите ратуры без Пушкина не бывает. Размышляя о судьбе кафедры литературы в наш век, я могу только повторить вслед за Антигоной: «Он у меня не волен взять мое»...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz