Наумлюк, М. В. Ханне Эрставик о вечных ценностях и современных женщинах Норвегии / М. В. Наумлюк // Наука и образование. - 2008. - № 9. - С. 92-96.

92 Региональный компонент содержания образования М. В. Наумлюк Ханне Эрставик о вечных ценностях и современных женщинах Норвегии Весной 2007 года гостьей Мурманского госу­ дарственного педагогического университета была знаменитая норвежская писательница Ханне Эрста­ вик. Это событие проходило в рамках Дней Норве­ гии, студенческая аудитория приготовилась к встре­ че с мэтром литературы, поскольку Эрставик —ав­ тор шести романов, лауреат множества литератур­ ных премий, входит в десятку самых известных жен­ щин Норвегии, ее книги переведены на европей­ ские языки. Однако именитая писательница оказа­ лась молодой [34 года], модно одетой, хорошенькой, с легкомысленно растрепанной прической, остроум­ ной и не производила впечатления памятника самой себе. Здесь невольно вспоминается известная фото­ графия Ибсена, соотечественника Эрставик, на ко­ торой он в санях проезжает мимо бронзового мону­ мента, поставленного ему при жизни благодарными согражданами. Ханне Эрставик, по ее словам, литературой за­ нялась случайно. К этому времени она получила образование психолога, поработала в больнице, вы­ шла замуж, кстати за писателя, готовилась к экза­ менам в аспирантуру. Муж решил получить стипен­ дию в писательском союзе для продолжения твор­ чества, Ханне Эрставик попытала счастье вместе с ним, представив довольно быстро написанный ро­ ман «Любовь», в результате все лавры получила она, роман «Любовь» стал культовым, а брак, к сожа­ лению, распался. Писательница удивительно легко рассказывала о перипетиях личной жизни и уходи­ ла от конкретных вопросов о смысле и интерпрета­ ции своего творчества. Возможно потому, что писа­ тельство для нее —«...это способ приручить трево­ гу, отыскать в ней трещины и слабые места», как она сказала об этом в одном из интервью. Трево­ гу Ханне Эрставик можно понять: будучи по про­ исхождению из Финнмарка, она видит, как быстро меняется жизнь в самых консервативных и удален­ ных местах Норвегии. Роман «Любовь» в чем-то ав­ тобиографичен, на его страницах множество вопро­ сов, остающихся без разрешения. Отметим только, что когда аудитория попросила писательницу оце­ нить поведение главной героини, Эрставик без тени сомнения ответила, что такова современная норма и Вибеке нельзя осуждать. Эту точку зрения никто не поддержал, но стало понятно, что в современной жизни размываются важные и неоспоримые преж­ де ценности. В романе «Любовь» Ханне Эрставик поведала об этом искренне и неравнодушно. Роман Ханне Эрставик рассказывает об утрате современным человеком традиционных ценностных ориентиров, о разрушении глубинной модели пове­ дения и системы архетипов, которые лежат в основе национального характера и являются его «самосто- яньем», по выражению Пушкина. Не случайно сло­ во «любовь» вынесено в заглавие романа и практи­ чески не встречается в самом тексте. Заметим, что любовь —не только основа жизни, но главная тема в мировой литературе, от дантовского космическо­ го —«любовь, что движет солнца и светила», к ин­ тимным проявлениям дружбы, родительских чувств, ласки, сострадания. Молодая писательница свиде­ тельствует о разрушении коренных основ жизни на рубеже XX-XXI вв. и видит причину в глобализации и связанных с ней явлениях трансгрессии. Ханне Эрставик, психолог по образованию, ис­ следует процессы разрушения, анализируя картину мира, человеческое сознание, мировоззрение и ми­ роощущение современных норвежцев. Исходя из иб- сеновской традиции, писательница берет за осно­ ву простой камерный мир (неполная семья — мать и сын) и вписывает его в систему расширяющихся концентрических кругов: поселок, город, простран­ ство природы и космоса, историческая память, архе­ типы мифологического прошлого. Все круги взаимо- проницаемы и при видимой простоте сюжета и яс­ ности стиля создают мощный напряженный куль­ турный фон, который соотносит современный роман с древним эпическим повествованием. Цель сопо­ ставления очевидна: эпос древних германцев («Бео- вульф», «Старшая Эдда», «Песня о Нибелунгах») хранит истоки национальных культур, повествует об исчезновении целых народов с карты мировой исто­ рии в период раннего средневековья, рассказывает о рождении новых миров, и, возможно, циклы ис­ тории повторяются. Возникает своеобразный джой­ совский вариант романа-мифа, в котором отдален­ ное прошлое и современность и тесно взаимосвя­ заны, и отрицают друг друга, объединяя начальную и современную стадии в истории цивилизации. Не случаен выбор места действия —медвежий угол на севере Норвегии. Здесь общие тенденции мирового развития могут встретить большее сопротивление и, значит, обнажить суть всех процессов. Писательница выстраивает хронотоп, в котором пространство универсально и вечно — это зимняя природа Северной Норвегии, со времен викингов не утратившая своей грозной силы. Время же кратко и равновелико человеческой жизни в потоке исто­ рии —вечер и ночь одного дня. Центром событий становится небольшой бла­ гоустроенный поселок в Финнмарке, соединенный с городом шоссе. Зима, очень морозный день, сугро­ бы, в которых вязнут машины, лес, стеной окружив­ ший обжитое пространство. Описание уводит нас к мифологическому Мидгарду «Эдды», срединному месту, которое отвоевал человек в сражении с ди

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz