Наумлюк, М. В. Ханне Эрставик о вечных ценностях и современных женщинах Норвегии / М. В. Наумлюк // Наука и образование. - 2008. - № 9. - С. 92-96.
92 Региональный компонент содержания образования М. В. Наумлюк Ханне Эрставик о вечных ценностях и современных женщинах Норвегии Весной 2007 года гостьей Мурманского госу дарственного педагогического университета была знаменитая норвежская писательница Ханне Эрста вик. Это событие проходило в рамках Дней Норве гии, студенческая аудитория приготовилась к встре че с мэтром литературы, поскольку Эрставик —ав тор шести романов, лауреат множества литератур ных премий, входит в десятку самых известных жен щин Норвегии, ее книги переведены на европей ские языки. Однако именитая писательница оказа лась молодой [34 года], модно одетой, хорошенькой, с легкомысленно растрепанной прической, остроум ной и не производила впечатления памятника самой себе. Здесь невольно вспоминается известная фото графия Ибсена, соотечественника Эрставик, на ко торой он в санях проезжает мимо бронзового мону мента, поставленного ему при жизни благодарными согражданами. Ханне Эрставик, по ее словам, литературой за нялась случайно. К этому времени она получила образование психолога, поработала в больнице, вы шла замуж, кстати за писателя, готовилась к экза менам в аспирантуру. Муж решил получить стипен дию в писательском союзе для продолжения твор чества, Ханне Эрставик попытала счастье вместе с ним, представив довольно быстро написанный ро ман «Любовь», в результате все лавры получила она, роман «Любовь» стал культовым, а брак, к сожа лению, распался. Писательница удивительно легко рассказывала о перипетиях личной жизни и уходи ла от конкретных вопросов о смысле и интерпрета ции своего творчества. Возможно потому, что писа тельство для нее —«...это способ приручить трево гу, отыскать в ней трещины и слабые места», как она сказала об этом в одном из интервью. Трево гу Ханне Эрставик можно понять: будучи по про исхождению из Финнмарка, она видит, как быстро меняется жизнь в самых консервативных и удален ных местах Норвегии. Роман «Любовь» в чем-то ав тобиографичен, на его страницах множество вопро сов, остающихся без разрешения. Отметим только, что когда аудитория попросила писательницу оце нить поведение главной героини, Эрставик без тени сомнения ответила, что такова современная норма и Вибеке нельзя осуждать. Эту точку зрения никто не поддержал, но стало понятно, что в современной жизни размываются важные и неоспоримые преж де ценности. В романе «Любовь» Ханне Эрставик поведала об этом искренне и неравнодушно. Роман Ханне Эрставик рассказывает об утрате современным человеком традиционных ценностных ориентиров, о разрушении глубинной модели пове дения и системы архетипов, которые лежат в основе национального характера и являются его «самосто- яньем», по выражению Пушкина. Не случайно сло во «любовь» вынесено в заглавие романа и практи чески не встречается в самом тексте. Заметим, что любовь —не только основа жизни, но главная тема в мировой литературе, от дантовского космическо го —«любовь, что движет солнца и светила», к ин тимным проявлениям дружбы, родительских чувств, ласки, сострадания. Молодая писательница свиде тельствует о разрушении коренных основ жизни на рубеже XX-XXI вв. и видит причину в глобализации и связанных с ней явлениях трансгрессии. Ханне Эрставик, психолог по образованию, ис следует процессы разрушения, анализируя картину мира, человеческое сознание, мировоззрение и ми роощущение современных норвежцев. Исходя из иб- сеновской традиции, писательница берет за осно ву простой камерный мир (неполная семья — мать и сын) и вписывает его в систему расширяющихся концентрических кругов: поселок, город, простран ство природы и космоса, историческая память, архе типы мифологического прошлого. Все круги взаимо- проницаемы и при видимой простоте сюжета и яс ности стиля создают мощный напряженный куль турный фон, который соотносит современный роман с древним эпическим повествованием. Цель сопо ставления очевидна: эпос древних германцев («Бео- вульф», «Старшая Эдда», «Песня о Нибелунгах») хранит истоки национальных культур, повествует об исчезновении целых народов с карты мировой исто рии в период раннего средневековья, рассказывает о рождении новых миров, и, возможно, циклы ис тории повторяются. Возникает своеобразный джой совский вариант романа-мифа, в котором отдален ное прошлое и современность и тесно взаимосвя заны, и отрицают друг друга, объединяя начальную и современную стадии в истории цивилизации. Не случаен выбор места действия —медвежий угол на севере Норвегии. Здесь общие тенденции мирового развития могут встретить большее сопротивление и, значит, обнажить суть всех процессов. Писательница выстраивает хронотоп, в котором пространство универсально и вечно — это зимняя природа Северной Норвегии, со времен викингов не утратившая своей грозной силы. Время же кратко и равновелико человеческой жизни в потоке исто рии —вечер и ночь одного дня. Центром событий становится небольшой бла гоустроенный поселок в Финнмарке, соединенный с городом шоссе. Зима, очень морозный день, сугро бы, в которых вязнут машины, лес, стеной окружив ший обжитое пространство. Описание уводит нас к мифологическому Мидгарду «Эдды», срединному месту, которое отвоевал человек в сражении с ди
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz