Наумлюк, М. В. Ханне Эрставик о вечных ценностях и современных женщинах Норвегии / М. В. Наумлюк // Наука и образование. - 2008. - № 9. - С. 92-96.
94 Региональный компонент содержания образования выраженным собственническим сознанием, которая разрывала тесные природные узы, в том числе сы новней, сестринской, родительской любви. Подоб ную трагедию становления личности в эпоху кру шения природных связей пережил король Лир. Од нако, проблемы собственности, самоидентификации мало волнуют героев Ханне Эрставик. На новом вит ке истории в глобализированном мире иные причи ны утраты природных уз. Во-первых, погруженный в суету быта, в мир медийных знаков и символов, вне общения с другими людьми, человек атомизи- рутся, замыкается в границах собственного «я». Ис чезает «овнешненный человек», по выражению Бах тина, которому нужен весь мир, утрачивается необ ходимость жизни национальным кругом, теряется не только навык общения, но и необходимые мораль ные нормы, этикет. Не получается общение у сверст ников, у младшего и старшего поколения, у родите лей и детей. Юн в гостях у подружки сначала молча играет с ней, потом они слушают китайскую му зыку, девочка засыпает, Юн уходит. Родители де вочки спокойно отпускают Юна в морозную ночь одного домой. Женщина, к которой он подсажива ется в машину, угощает восьмилетнего парнишку сигаретой, брезгливо морщится, когда его тошнит, и так же равнодушно отправляет восвояси. Вибеке, мать Юна, в это же время наслаждается суетой пе реполненного народом кафе, однако здесь имитация общения достигает апогея, поскольку под грохот ди намиков невозможно разговаривать. Ханне Эрставик показывает обратную сторону благополучного мира: заброшенность и одиночество старого человека. Со сед в мороз «носа из дома не показывает. Тропинку завалило. Приезжала на пикапе женщина из магази на. Юн видел, как она пробиралась через сугробы к дверям. Отдала пакеты в чуть приоткрытую дверь и бегом назад в машину. Даже мотор не заглушила». Социальную защиту в условиях равнодушного об щества потребления Бодрийяр назвал когда-то «дву смысленностью и терроризмом заботы», имитацией любви. Не складывается общение матери и ребенка. Как будто Вибеке любит Юна, но «все его хохмы кажут ся ей дурацкими». Сын явно хочет поделиться впе чатлениями, но это тяготит мать. «Что он здесь тор чит, думает Вибеке. Пошел бы занялся чем-нибудь, поиграл, что ли». Ханне Эрставик использует при ем несогласованности слова и жеста, характеризуя фальшь воспитания без искреннего чувства. Вибеке хвалит сына за сострадание к обездоленным, заме чая, что «если бы так поступали все, то мир стал бы лучше». Одновременно она гладит мальчика по голове и наблюдает за движением своей руки, оце нивая цвет лака для ногтей. Писательница размышляет и о процессах, приво дящих к утрате современным норвежцем националь ного самосознания. Причина в том, полагает Эрста вик, что в потребительском обществе не востребо вано чувство долга, основа национального норвеж ского характера, идущая от протестантизма. Когда-то герои Ибсена спорили о возможности в условиях Северной Норвегии жить раскрепощен ной, свободной от условностей жизнью. Освальд в «Привидениях» сокрушался об отсутствии «сия ющих радостных лиц». А пастор Мандерс замечал, что все «обязаны исполнять свой долг» и «смирен но нести крест, возложенный на нас высшей волей». Суровый климат Норвегии, борьба за выживание требовали от человека и силы характера, и смире ния. Вера придавала смысл жизни и оправдывала существование человека в тяжелых трудах, часто вне радости и счастья. Характер норвежца, закаленный в битвах с природой, мощный темперамент в его спокойном выражении, суровое достоинство были напрямую связаны с обязанностями и кругом жизни. Свобода современного человека от повседневного тяжелого труда, его эмансипация вылились в отказ от жесткой регламентации жизни, а зачастую и от моральных обязательств. Юн объясняет взрослым, как они с мамой оказались в этом городке. Роди тели развелись, «мама просто обязана была уехать. Она была слишком молода, чтобы связывать себя узами». Герои Ибсена именно через освобождение от косных предрассудков («привидений»), которые во многом были связаны с консервативным укла дом норвежской жизни, стремились к раскрепоще нию внутреннего «я», слиянию с большим миром. И Освальда, и Нору как будто по-новому осветило солнце Южной Европы, где они успели побывать. Герои Гамсуна: и Юхан Нагель, и лейтенант Глан, наоборот, разочаровавшись в большом мире, устрем ляются к истокам, поскольку для уставшей души целительна природа. Однако, есть общее в героях Ибсена и Гамсуна, они сохраняют способность к ре флексии и саморазвитию. Возвращаясь к родным корням, герои философствуют, ищут смысл жиз ни, жаждут гармонии. Отправляясь в большой мир, стремятся к творчеству, новым впечатлениям, к вы сокому идеалу. Герои Ханне Эрставик имеют весь мир в виртуальной проекции не выходя из дома, но не нуждаются в нем. Они как будто останавливаются в своем развитии. Они неполноценны. Магистральной темой мировой литературы яв ляются отношения мужчины и женщины. Они основа мироздания с библейских времен и до на ших дней, в их стабильности — залог обществен ного здоровья. Ханне Эрставик прослеживает, как меняются испокон веку сложившиеся роли: теперь женщина пытается завоевать мужчину и удержать его, но безуспешно. Писательница мифологизирует эти отношения в русле юнгианского архетипа и в со отнесении с древними фольклорными источниками. В этом подходе реализуется одновременно психоло гическое и художественное начало, выстраивается модель отношений, углубленных в прошлое и с про екцией в будущее. Избранник Вибеке — работник тиволи Том; они как «анимус и анима» бессозна тельно устремляются друг к другу. «Такой мужик по мне»,—думает она. И чувствует физически, телом, что это правда, а тело не врет. Он —«густые пшенич
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz