Наумлюк, М. В. Ханне Эрставик о вечных ценностях и современных женщинах Норвегии / М. В. Наумлюк // Наука и образование. - 2008. - № 9. - С. 92-96.

94 Региональный компонент содержания образования выраженным собственническим сознанием, которая разрывала тесные природные узы, в том числе сы­ новней, сестринской, родительской любви. Подоб­ ную трагедию становления личности в эпоху кру­ шения природных связей пережил король Лир. Од­ нако, проблемы собственности, самоидентификации мало волнуют героев Ханне Эрставик. На новом вит­ ке истории в глобализированном мире иные причи­ ны утраты природных уз. Во-первых, погруженный в суету быта, в мир медийных знаков и символов, вне общения с другими людьми, человек атомизи- рутся, замыкается в границах собственного «я». Ис­ чезает «овнешненный человек», по выражению Бах­ тина, которому нужен весь мир, утрачивается необ­ ходимость жизни национальным кругом, теряется не только навык общения, но и необходимые мораль­ ные нормы, этикет. Не получается общение у сверст­ ников, у младшего и старшего поколения, у родите­ лей и детей. Юн в гостях у подружки сначала молча играет с ней, потом они слушают китайскую му­ зыку, девочка засыпает, Юн уходит. Родители де­ вочки спокойно отпускают Юна в морозную ночь одного домой. Женщина, к которой он подсажива­ ется в машину, угощает восьмилетнего парнишку сигаретой, брезгливо морщится, когда его тошнит, и так же равнодушно отправляет восвояси. Вибеке, мать Юна, в это же время наслаждается суетой пе­ реполненного народом кафе, однако здесь имитация общения достигает апогея, поскольку под грохот ди­ намиков невозможно разговаривать. Ханне Эрставик показывает обратную сторону благополучного мира: заброшенность и одиночество старого человека. Со­ сед в мороз «носа из дома не показывает. Тропинку завалило. Приезжала на пикапе женщина из магази­ на. Юн видел, как она пробиралась через сугробы к дверям. Отдала пакеты в чуть приоткрытую дверь и бегом назад в машину. Даже мотор не заглушила». Социальную защиту в условиях равнодушного об­ щества потребления Бодрийяр назвал когда-то «дву­ смысленностью и терроризмом заботы», имитацией любви. Не складывается общение матери и ребенка. Как будто Вибеке любит Юна, но «все его хохмы кажут­ ся ей дурацкими». Сын явно хочет поделиться впе­ чатлениями, но это тяготит мать. «Что он здесь тор­ чит, думает Вибеке. Пошел бы занялся чем-нибудь, поиграл, что ли». Ханне Эрставик использует при­ ем несогласованности слова и жеста, характеризуя фальшь воспитания без искреннего чувства. Вибеке хвалит сына за сострадание к обездоленным, заме­ чая, что «если бы так поступали все, то мир стал бы лучше». Одновременно она гладит мальчика по голове и наблюдает за движением своей руки, оце­ нивая цвет лака для ногтей. Писательница размышляет и о процессах, приво­ дящих к утрате современным норвежцем националь­ ного самосознания. Причина в том, полагает Эрста­ вик, что в потребительском обществе не востребо­ вано чувство долга, основа национального норвеж­ ского характера, идущая от протестантизма. Когда-то герои Ибсена спорили о возможности в условиях Северной Норвегии жить раскрепощен­ ной, свободной от условностей жизнью. Освальд в «Привидениях» сокрушался об отсутствии «сия­ ющих радостных лиц». А пастор Мандерс замечал, что все «обязаны исполнять свой долг» и «смирен­ но нести крест, возложенный на нас высшей волей». Суровый климат Норвегии, борьба за выживание требовали от человека и силы характера, и смире­ ния. Вера придавала смысл жизни и оправдывала существование человека в тяжелых трудах, часто вне радости и счастья. Характер норвежца, закаленный в битвах с природой, мощный темперамент в его спокойном выражении, суровое достоинство были напрямую связаны с обязанностями и кругом жизни. Свобода современного человека от повседневного тяжелого труда, его эмансипация вылились в отказ от жесткой регламентации жизни, а зачастую и от моральных обязательств. Юн объясняет взрослым, как они с мамой оказались в этом городке. Роди­ тели развелись, «мама просто обязана была уехать. Она была слишком молода, чтобы связывать себя узами». Герои Ибсена именно через освобождение от косных предрассудков («привидений»), которые во многом были связаны с консервативным укла­ дом норвежской жизни, стремились к раскрепоще­ нию внутреннего «я», слиянию с большим миром. И Освальда, и Нору как будто по-новому осветило солнце Южной Европы, где они успели побывать. Герои Гамсуна: и Юхан Нагель, и лейтенант Глан, наоборот, разочаровавшись в большом мире, устрем­ ляются к истокам, поскольку для уставшей души целительна природа. Однако, есть общее в героях Ибсена и Гамсуна, они сохраняют способность к ре­ флексии и саморазвитию. Возвращаясь к родным корням, герои философствуют, ищут смысл жиз­ ни, жаждут гармонии. Отправляясь в большой мир, стремятся к творчеству, новым впечатлениям, к вы­ сокому идеалу. Герои Ханне Эрставик имеют весь мир в виртуальной проекции не выходя из дома, но не нуждаются в нем. Они как будто останавливаются в своем развитии. Они неполноценны. Магистральной темой мировой литературы яв­ ляются отношения мужчины и женщины. Они основа мироздания с библейских времен и до на­ ших дней, в их стабильности — залог обществен­ ного здоровья. Ханне Эрставик прослеживает, как меняются испокон веку сложившиеся роли: теперь женщина пытается завоевать мужчину и удержать его, но безуспешно. Писательница мифологизирует эти отношения в русле юнгианского архетипа и в со­ отнесении с древними фольклорными источниками. В этом подходе реализуется одновременно психоло­ гическое и художественное начало, выстраивается модель отношений, углубленных в прошлое и с про­ екцией в будущее. Избранник Вибеке — работник тиволи Том; они как «анимус и анима» бессозна­ тельно устремляются друг к другу. «Такой мужик по мне»,—думает она. И чувствует физически, телом, что это правда, а тело не врет. Он —«густые пшенич

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz