Наумлюк, М. В. Ханне Эрставик о вечных ценностях и современных женщинах Норвегии / М. В. Наумлюк // Наука и образование. - 2008. - № 9. - С. 92-96.
М. В. Наумлюк Ханне Эрставнк о вечных ценностях и современных женщинах Норвегии 93 кой природой. Героиня романа молодая женщина по имени Вибеке, специалист по культуре, выглядыва ет в окно и видит, как «фонари горят, освещают дорогу между двумя рядами домов. Дальше к се веру она вновь вливается в скоростное шоссе. По лучается петля, размышляет Вибеке, можно въехать в центр поселка, проскочить мимо здания управы, магазинов, домов, еще проехать, выбраться на шос се, свернуть на юг и снова оказаться в центре по селка. Большинство домов смотрят на дорогу окна ми гостиных. Надо что-то делать с однообразием архитектурного облика. Позади домов лес сплош няком». В каждом доме тепло, работает телевизор, можно принять горячую ванну. Есть административ ный и общественный центр —управа, церковь, шко ла, больница, магазин, библиотека, спортивный ком плекс и даже передвижной парк развлечений —тиво- ли. Двадцать минут по шоссе машиной —и в городе, где кафе, рестораны, салоны красоты. Перед нами образ цивилизации в миниатюре, одинаково воспро изводящей себя в любом уголке глобализированного мира. Дорога — петля отгораживает человека и от природы, и от всего мира, и от прошлого, и от дру гих людей. Она, как удавка, куда ни пойдешь, нет выхода за границы очерченного пространства. Писательница анализирует организацию жизни в поселке на краю света и видит повторяющий ся стандарт, свойственный потребительскому обще ству. Стандарт проявляется через единообразие бы товой среды, которая должна быть удобна для каж дого. Возле одинаковых домов — машины и сне гоходы, звонят мобильные телефоны, акцентирует ся сквозная постмодернистская тема искусственной медиа — реальности: телевизоры выдают рекламу и легкую ненавязчивую музыку. Люди в одинако вых домах не нуждаются в общении, погруженные в быт и окруженные «белым шумом» цивилизации. Унифицированный быт уничтожает ритуал и лад национальной жизни. Герои грызут печенье, варят сосиски, едят бутерброды. Эрставик описывает яв ление трансгрессии, характерное для современной глобальной цивилизации: выход за предел, за кото рым теряют смысл базовые ценности западной куль туры, в том числе и национальные традиции, они преобразуются в моду, необязательный декор. Де вятилетний Юн вместе с подружкой слушают «то ли китайскую, то ли индийскую музыку», разгляды вая комиксы. Окна одного из домиков занавешены шторами, на которых «пожар в джунглях и попугаи немыслимых расцветок». В кафе у вокалистки из ансамбля прическа с массой африканских косичек, а у самой норвежки Вибеке густая шапка черных от природы волос и маленький кристаллик —пирсинг в носу. Универсальным образом, характеризующим в романе мир глобальной цивилизации, становится передвижной парк развлечений тиволи с его аттрак ционами — симулякрами, замещающими реальную жизнь. Это кислотных цветов надувные игрушки — зверушки, карусели, трехмерные компьютерные иг ры, создающие виртуальный мир, лотерея. Фальши вый двойник народного праздника, карнавала. В ти воли героиня пытается разгадать свою судьбу и по купает лотерейный билет —без выигрыша. Столь подробное описание северного норвежско го городка не случайно. Ханне Эрставик сама жила и работала в таком. Писательнице важно рассмот реть цепь перерождений, которую прошел норвеж ский городок с его традиционным укладом, превра щаясь в безличное, но комфортное «место житель ства». Точкой отсчета для нее становятся драмы Иб сена и романы Гамсуна, в которых просматривает ся еще не разрушенный лад национальной жизни. В «Мистериях» у Гамсуна городок гармонично впи сывается в природу, так что главный герой легко из центра попадает в лес, ложится на спину и созер цает небо. Радостное возбуждение вызывают общие праздники с вывешенными на всех домах флагами, салютами, веселой городской суматохой. Звуки жиз ни (шум моря, гудки пароходов, трели шарманки, «звуки рояля чуть ли не в каждом доме», грохот ле бедки, шорохи леса, голоса) тают, уступая место ти шине, так что становится доступным «мелодичный мягкий звук, похожий на шум ветра —это гудела ма шина вселенной, это Бог крутил свое колесо». Как будто те же круги жизни —город, природа, космос, Бог, но все связи и отношения сохраняют свой жи вительный, необходимый человеку смысл. По мысли писательницы, живой мир замещает ся симулякром в силу разрыва естественных связей между всеми реалиями бытия, иногда отношения сохраняются, но приобретают формальный, необя зательный смысл. Как будто реализуется на новом этапе тема романтического двойничества, когда пре красного человека оттесняет механическая кукла, уродливый голем, Франкенштейн. Не случайно, те ма разрыва природных связей в романе «Любовь» сюжетообразующая: восьмилетний мальчик, оста вив ключи от дома, накануне дня рождения в тече ние вечера и ночи ждет мать, которая, забыв о нем, отправляется развлечься в город с новым знакомым. Мальчик замерзает. Как считает романистка, обще ство потребления, создавшее безопасный и удобный для человека мир, подавляет в личности природные инстинкты, в частности, инстинкты самосохране ния, естественного отбора, продолжения рода, кото рые помимо функции самоутверждения предполага ют и стремление к общению с целью защиты, само идентификации. Последний же могучий инстинкт — основа материнской любви. Создается иллюзия, что технический прогресс отодвинул грозный мир при роды на задворки цивилизации. Однако, человек, пренебрегающий своей природной основой, не спо собен реализовать себя, он обречен на одиночество. По-видимому, закономерно, что переломные эпо хи в истории человечества, помимо разрушения со циальных отношений, предполагают и разрыв при родных связей. Так, например, по замечанию Шекс пира, в эпоху Возрождения «сдвигается с привычно го места природная рама человека». Ренессанс вы звал к жизни сильную независимую личность с ярко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz