Наумлюк, М. В. Ханне Эрставик о вечных ценностях и современных женщинах Норвегии / М. В. Наумлюк // Наука и образование. - 2008. - № 9. - С. 92-96.

М. В. Наумлюк Ханне Эрставнк о вечных ценностях и современных женщинах Норвегии 93 кой природой. Героиня романа молодая женщина по имени Вибеке, специалист по культуре, выглядыва­ ет в окно и видит, как «фонари горят, освещают дорогу между двумя рядами домов. Дальше к се­ веру она вновь вливается в скоростное шоссе. По­ лучается петля, размышляет Вибеке, можно въехать в центр поселка, проскочить мимо здания управы, магазинов, домов, еще проехать, выбраться на шос­ се, свернуть на юг и снова оказаться в центре по­ селка. Большинство домов смотрят на дорогу окна­ ми гостиных. Надо что-то делать с однообразием архитектурного облика. Позади домов лес сплош­ няком». В каждом доме тепло, работает телевизор, можно принять горячую ванну. Есть административ­ ный и общественный центр —управа, церковь, шко­ ла, больница, магазин, библиотека, спортивный ком­ плекс и даже передвижной парк развлечений —тиво- ли. Двадцать минут по шоссе машиной —и в городе, где кафе, рестораны, салоны красоты. Перед нами образ цивилизации в миниатюре, одинаково воспро­ изводящей себя в любом уголке глобализированного мира. Дорога — петля отгораживает человека и от природы, и от всего мира, и от прошлого, и от дру­ гих людей. Она, как удавка, куда ни пойдешь, нет выхода за границы очерченного пространства. Писательница анализирует организацию жизни в поселке на краю света и видит повторяющий­ ся стандарт, свойственный потребительскому обще­ ству. Стандарт проявляется через единообразие бы­ товой среды, которая должна быть удобна для каж­ дого. Возле одинаковых домов — машины и сне­ гоходы, звонят мобильные телефоны, акцентирует­ ся сквозная постмодернистская тема искусственной медиа — реальности: телевизоры выдают рекламу и легкую ненавязчивую музыку. Люди в одинако­ вых домах не нуждаются в общении, погруженные в быт и окруженные «белым шумом» цивилизации. Унифицированный быт уничтожает ритуал и лад национальной жизни. Герои грызут печенье, варят сосиски, едят бутерброды. Эрставик описывает яв­ ление трансгрессии, характерное для современной глобальной цивилизации: выход за предел, за кото­ рым теряют смысл базовые ценности западной куль­ туры, в том числе и национальные традиции, они преобразуются в моду, необязательный декор. Де­ вятилетний Юн вместе с подружкой слушают «то ли китайскую, то ли индийскую музыку», разгляды­ вая комиксы. Окна одного из домиков занавешены шторами, на которых «пожар в джунглях и попугаи немыслимых расцветок». В кафе у вокалистки из ансамбля прическа с массой африканских косичек, а у самой норвежки Вибеке густая шапка черных от природы волос и маленький кристаллик —пирсинг в носу. Универсальным образом, характеризующим в романе мир глобальной цивилизации, становится передвижной парк развлечений тиволи с его аттрак­ ционами — симулякрами, замещающими реальную жизнь. Это кислотных цветов надувные игрушки — зверушки, карусели, трехмерные компьютерные иг­ ры, создающие виртуальный мир, лотерея. Фальши­ вый двойник народного праздника, карнавала. В ти­ воли героиня пытается разгадать свою судьбу и по­ купает лотерейный билет —без выигрыша. Столь подробное описание северного норвежско­ го городка не случайно. Ханне Эрставик сама жила и работала в таком. Писательнице важно рассмот­ реть цепь перерождений, которую прошел норвеж­ ский городок с его традиционным укладом, превра­ щаясь в безличное, но комфортное «место житель­ ства». Точкой отсчета для нее становятся драмы Иб­ сена и романы Гамсуна, в которых просматривает­ ся еще не разрушенный лад национальной жизни. В «Мистериях» у Гамсуна городок гармонично впи­ сывается в природу, так что главный герой легко из центра попадает в лес, ложится на спину и созер­ цает небо. Радостное возбуждение вызывают общие праздники с вывешенными на всех домах флагами, салютами, веселой городской суматохой. Звуки жиз­ ни (шум моря, гудки пароходов, трели шарманки, «звуки рояля чуть ли не в каждом доме», грохот ле­ бедки, шорохи леса, голоса) тают, уступая место ти­ шине, так что становится доступным «мелодичный мягкий звук, похожий на шум ветра —это гудела ма­ шина вселенной, это Бог крутил свое колесо». Как будто те же круги жизни —город, природа, космос, Бог, но все связи и отношения сохраняют свой жи­ вительный, необходимый человеку смысл. По мысли писательницы, живой мир замещает­ ся симулякром в силу разрыва естественных связей между всеми реалиями бытия, иногда отношения сохраняются, но приобретают формальный, необя­ зательный смысл. Как будто реализуется на новом этапе тема романтического двойничества, когда пре­ красного человека оттесняет механическая кукла, уродливый голем, Франкенштейн. Не случайно, те­ ма разрыва природных связей в романе «Любовь» сюжетообразующая: восьмилетний мальчик, оста­ вив ключи от дома, накануне дня рождения в тече­ ние вечера и ночи ждет мать, которая, забыв о нем, отправляется развлечься в город с новым знакомым. Мальчик замерзает. Как считает романистка, обще­ ство потребления, создавшее безопасный и удобный для человека мир, подавляет в личности природные инстинкты, в частности, инстинкты самосохране­ ния, естественного отбора, продолжения рода, кото­ рые помимо функции самоутверждения предполага­ ют и стремление к общению с целью защиты, само­ идентификации. Последний же могучий инстинкт — основа материнской любви. Создается иллюзия, что технический прогресс отодвинул грозный мир при­ роды на задворки цивилизации. Однако, человек, пренебрегающий своей природной основой, не спо­ собен реализовать себя, он обречен на одиночество. По-видимому, закономерно, что переломные эпо­ хи в истории человечества, помимо разрушения со­ циальных отношений, предполагают и разрыв при­ родных связей. Так, например, по замечанию Шекс­ пира, в эпоху Возрождения «сдвигается с привычно­ го места природная рама человека». Ренессанс вы­ звал к жизни сильную независимую личность с ярко

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz