Наумлюк, М. В. Американская литература о Второй мировой войне : ("окопная правда" и рождение нац. мифа) / М. В. Наумлюк // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 35-40.

38 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ А. Миллер. Этой теме он посвятил две драмы - «Все мои сыновья» (1947) и «Случай в Виши» (1964). Драма «Все мои сыновья» привлекла внимание американцев и получила престижную литературную премию. Интерес к этой драме связан с тем, что общечеловеческую тему войны А. Миллер рассматривает на знакомом американцам материале, он отказывается считать войну «чужой». Само заглавие драмы предполагает тире или паузу после слова «все», к такому выводу приходит перед смертью главный герой шестидесятилетний бизнесмен и отец Джо Келлер. Он неукоснительно следует цели своей жизни: иметь дело и оставить его сыновьям. Владелец военного завода, поджимаемый контрактом, он поставил на фронт бракованные детали для самолетов и надеялся, что летчики обнаружат изъян. Этого не случилось, и он оказался виновен в смерти 21 человека. Спасая бизнес и честь семьи, он перекладывает вину на партнера, а вернувшемуся с войны сыну объясняет, что сделал это ради семейного блага: «У меня свое дело, я владелец завода. Сто одна треснутая деталь и все предприятие идет прахом: значит, ты не знаешь, как надо вести дело. Тогда они закрывают завод, разрывают с тобой договора. Ты вложил сорок лет в свое предприятия, а они вышибут тебя в пять минут... Что ж, позволить им зачеркнуть эти сорок лет? Всю мою жизнь?» (8,с. 106) Джо Келлер считает себя правым, приравнивая жизнь к бизнесу, и испытывает шок, узнав, что один из его сыновей, летчик, кончает жизнь самоубийством, стыдясь преступления отца. Другой сын, вернувшись с войны, проклинает и бизнес, и деньги, и отцовские заблуждения. В ответ Джо Келлер обвиняет всю Америку в извращении нормальной морали: «Если мои деньги - грязные деньги, то в Америке ни одного чистого цента! Кто даром работал в эту войну? Разве они отправили хоть одну пушку, хоть один грузовик прежде, чем получили за них прибыль? И это чистые деньги? Нет в Америке чистых денег. Война и мир - это доллары и центы, серебро и медь, что же здесь чистого? Половине этой проклятой страны место в тюрьме, а не мне одному» (8,с.120). Пройдя через личный горький опыт, Джо Келлер понимает, как призрачна изоляция Америки от всего мира: «Пожалуй, они все и были моими сыновьями, эти наши парни...» (8,с. 122), и через минуту стреляет себе в сердце. Пьесы А. Миллера, сделав автора знаменитым, ничего не изменили в духовной жизни Америки. Более того, литература о войне на какое- то время оказалась модной, и за двадцать лет после окончания войны, по свидетельствам американских критиков, были изданы более 600 военных романов, к сожалению, невысокого художественного достоинства и сомнительной правдивости. Мода обернулась прибыльным бизнесом, который растиражировал «окопную правду» и сделал ее приемлемой для общества. В 60-е годы писатели-фронтовики, оскорбленные равнодушием и чисто практическим интересом соотечественников к их трагическому жизненному опыту, раскрыли участие Америки в войне в образах шокирующе неуважительных, близких к «черному юмору» и абсурдистскому гротеску. Стилистика была модной. Драма абсурда, связанная и с событиями войны, и с философией экзистенциализма, изображала мир и человека в распаде сознания, законов и связей. Книги У. Хеллера и К. Воннегута эпатировали американское общество не только насмешкой над общепризнанными ценностями, но и совсем не героическим образом янки. В романе У. Хеллера «Уловка - 22» (1961) главный герой летчик Йоссарион любыми способами избегает участия в войне, поскольку он знает, что тупые и злобные американские генералы любой ценой желают принести его в жертву. Комическая ситуация разрастается до гротеска, изображение «подвигов» американских солдат доводится до абсурда, а смех перерастает в язвительный сарказм. Не верить У. Хеллеру невозможно: он служил во время войны в американских ВВС в Европе. Центральным событием романа К. Воннегута «Бойня номер 5, или Крестовый поход детей» становится бомбардировка Дрездена в конце войны и убийство 130 000 мирных граждан. К. Воннегут сам пережил эту страшную ночь, которая перевернула его мировоззрение. Последние дни войны и разрушение города-музея он показывает глазами невоенного человека, Билли Пилигрима, наивного служки священника, который едва спасается от расстрела, потом от смерти в лагере для военнопленных, а затем среди немногих остается в живых после ужасной бомбежки. Его почти детское сознание не вмещает картины реального Апокалипсиса. Он понимает только одно, что люди хуже зверей, причем англо-американские союзники - зеркальное отражение фашистов, поскольку на исходе войны, вне каких-либо целей и причин уничтожили безоружный город, никогда не имевший военной промышленности. Не находя себе места в компании подобных «нормальных» людей, Билли придумывает фантастическую планету Тральфамадор, где симпатичные инопланетяне живут вне понятий морали, любви, добра и зла. Бедный полусумасшедший герой, потерявший свое место в жизни, чем-то похож на свифтовского Гулливера и на вольтеровского Кандида, тем самым Воннегут напоминает американцам об их причастности к судьбам мира. Какое-то время американцев шокировало сопоставление их, победителей, с фашистами, но затем и эта книга забылась, поскольку обыватель ушел в решение домашних проблем. Игры молодого поколения (выступление битников, протест хиппи, сексуальная революция) сменились по-настоящему грозными событиями:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz