Наумлюк, М. В. Понятие диалога М. Бахтина в контексте мультикультурализма / М. В. Наумлюк // Диалог через границы: границеведение в перспективе идей М. М. Бахтина / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Ун-т Нурланда (Норвегия). - Мурманск, 2013. – С.69.

________________________ М. В. Наумлюк ПОНЯТИЕ ДИАЛОГА М. ВАХТИНА В КОНТЕКСТЕ МУЛЬТИКУЛЫУРАЛИЗМА В книгах «Проблемы творчества Достоевского» и «Проблемы поэтики Достоевского» Бахтин подчеркнул социальный, а не только эстетический смысл понятия «диалог». Он рассматривает социально-экономические усло­ вия так называемого «диалогического стиля» современной цивилизации и отмечает неразрешимые противоречия, процессы разложения традици­ онных ценностей, социальную дифференциацию: «Человек как бы непо­ средственно ощущает себя в мире как целом, без всяких промежуточных инстанций, помимо всякого социального коллектива, где все определения утратили свою авторитетность и свою формообразующую силу»1. Модель мира, описанная Бахтиным в 1923 году, соответствует муль- тикультурной модели мира, главным признаком которой является утрата канона. В теории мультикультурализма, возникшей в США, традиционным цен­ ностям противопоставляются модели бинарности (свой/чужой, маргиналь- ность/мейнстрим и т.д.), разнообразия. Основой в понимании бинарного мира становится проблема «инаковости» или «другого», истоки которой мы находим в бахтинской теории полифонизма. Принцип полифонизма широ­ ко используется в современном американском мультикультурном романе (Эми Тан, Джеффри Евгенидес). Идея «пограничного» или « чужого сознания», высказанная Бахтиным, легла в основу мультикультурной концепции пограничья (border, borderland, Саид) и понятия «текучей идентичности» (fluididentity, Хантингтон). Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. — Ким, 1984. — С. 176,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz