Мусинова, Л. П. Эколого-образовательный проект "Мурманский океанариум - открытая образовательная площадка" / Л. П. Мусинова, Е. Г. Митина // Эколого-образовательная среда региона: проблемы и перспективы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2006. - С. 50-55.

Раздел 4 ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВНЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Л. П. Мусинова, Е. Г. Митина ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МУРМАНСКИЙ ОКЕАНАРИУМ — ОТКРЫТАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА» Современная система образования представляет широкие возможности для формирования экологической культурыподрастающего поколения, при этом целе­ направленное формирование экологических понятий и ценностного отношения к природным объектам проявляется в деятельности не только образовательных уч­ реждений, но и структур, не имеющих прямого отношения к образованию (нефор­ мальное образование). За рубежом неформальным образованием занимаются заповедники, нацио­ нальные парки, музеи, природные центры и др. По мнению JI. П. Тугыниной, не­ формальное экологическое образование школьников — это «процесс формиро­ вания экологического сознания и экологической ответственности за состояние и улучшение окружающей среды, выходящий за рамки учебных программ обще­ образовательных учреждений и имеющий характер позитивной альтернативы государственной форме образования» [3]. Идея совместного проекта Мурманского океанариума и Мурманского госу­ дарственного педагогического университета с целью создания открытой образо­ вательной площадки возникла в 2003 г. Исходя из идей неформального экологи­ ческого образования, нами были определены цели, участники и этапы реализа­ ции проекта, получившего свое развитие на базе ОАО «Мурманский океанариум». Целевые группы проекта, представляющие различные слои населения, ко­ торым предоставляется возможность активно участвовать в решении вопросов экологии— дошкольники; учащиеся начального, среднего и старшего звена; вос­ питанники интернатов, детских домов; дети с ограниченными возможностями и проблемами в развитии; студенты; пенсионеры. Проект включает в себя ряд этапов реализации: 1) выявление образователь­ ного потенциала Мурманского океанариума; 2) разработка и апробация учебных программ для различных целевых групп; 3) создание учебных и учебно-методи­ ческих пособий и материалов; 4) внедрение созданных учебно-методических материалов в практику работы океанариума. На первых этапах проекта нами была разработана и внедрена в практику работыокеанариумаучебная программадля учащихся общеобразовательныхшкол и гимназий г. Мурманска «Морские млекопитающие — обитатели Арктики». Данная программа включает учебный план, учебные программы («Жизнь и при­ ключения тюлененка Фили» — 1—3 кл., «Морские млекопитающие» — 4—6 кл., 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz