Мусинова, Л. П. Эколого-образовательный проект "Мурманский океанариум - открытая образовательная площадка" / Л. П. Мусинова, Е. Г. Митина // Эколого-образовательная среда региона: проблемы и перспективы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2006. - С. 50-55.
«Что я научился делать на занятиях?» (рис. 4, б); для 9—11 кл.: «Как я буду отно ситься к природе?». Наиболее распространенными ответами на вопрос: «Как я теперь буду относиться к животным?» были: «Я никогда теперь не буду их оби жать», «Буду заботиться обо всех живых существах» и т. п. Сделай вывод Чи ЯТСМфЬ7KMSO о занятиях в океанариуме aSLau, VM Чта я ппук дуимвв -• Ь r-fMMf- Л U\ sJi-utuv*** m f j M n si** НЯШ4&*. 3 AUU MJMMMi MW- l i t «. )■ к«*и v cii4 tb ,w * * * ш yaw vm • маи^цмх gfarunigni цифоле? Кшсятемрьбуду опюскгкя кжтатмым? Чтоя теперьу»*в Ш ) actfitm i.' м л и .м /л , bJtfflXMJ*. л-, ь . Рис. 4. Примеры выполненных заданий из рабочих тетрадей (а — 1—3 классы; б — 7—8 классы) Учащиеся младшего и среднего звена особенно стремятся к продолжению занятий, поэтому в этом году как форма педагогической и воспитательной дея тельности на базе океанариума организован клуб для детей «Китенок». Одним из перспективных направлений нового проекта являются программы для дошкольников и детей с ограниченными возможностями, которые в 2005—2006 гг. были успешно апробированы. Данные программы включают учебные планы, учебные программы и комплекты рабочих тетрадей. Работа с дошкольниками, начальным и средним звеном школьников выявила предпосылки для индивидуа лизации обучения как условия индивидуального развития каждого ученика. В результате педагогических наблюдений нами было установлено, что неко торые категории людей (пенсионеры, дети из неблагополучных семей, дети- сироты) испытывают особую потребность в общении с животными, в том числе и в познавательном аспекте. Это способствует не только расширению кругозора, но и разрешению индивидуальных и социальных проблем указанных групп населения (нечеткое понимание целей жизни и возможностей, проблемы в се мье, недостаточное понимание мира, проблемы с поведением и другие). По мнению С. Н. Позднякова, на приобретение жизненных навыков, обеспе чивающих личный рост и индивидуальное развитие, межличностных навыков, 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz