Мусинова, Л. П. Эколого-образовательный проект "Мурманский океанариум - открытая образовательная площадка" / Л. П. Мусинова, Е. Г. Митина // Эколого-образовательная среда региона: проблемы и перспективы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2006. - С. 50-55.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что уровень остаточных зна­ ний у учеников 1—8 классов на следующий год несколько понизился, однако наши опросы показали, что при этом интерес к занятиям так же велик, как и вначале. Занятия в океанариуме проводятся в 2 формах: теоретические (лекции, бе­ седы, работа в тетрадях) и практические задания. Практические занятия факуль­ тативного курса насыщены познавательной, игровой, практической и трудовой деятельностью. В практической работе участвуют обученные тюлени со спокойным нравом: морской заяц и серый тюлень. Они терпеливо позволяют ребятам себя измерять, трогать за усы и похлопывать по голове, т. к. уверены, что в конце каждого заня­ тия дети угостят их любимым лакомством. Большим стимулом для выбора собственной стратегии поведения у школь­ ников являются беседы. Вопросы такого свойства, как «Что делать с тюленем, если он состарился в океанариуме?», «Почему тюлень попал в океанариум?» об­ ращают внимание ребенка на нравственные аспекты поведения. Иногда мы слы­ шим шокирующие ответы, что тюленя необходимо убить после того, как он за­ кончит свою «артистическую карьеру». Задача учителя в данной ситуации — помочь ребенку разобраться в том, какую ответственность взял на себя человек, приручая диких животных. Таким образом, во время обсуждений формируется начальный опыт защиты окружающей среды. Но на практике одних знаний недостаточно для понимания того, как посту­ пить в проблемной ситуации, связанной с действиями по отношению к природе. Выбрать правильную стратегию поведения ребенку помогают ситуации с зада­ ниями, где детям необходимо с помощью приобретенных на занятиях новых умений и навыков решить ту или иную проблему. Например, на одном из заклю­ чительных занятий разыгрывается сценка. Игрушечный тюлень «играет роль» больного животного, по каким-то причинам лежащего на берегу. Девочка нашла тюленя, у нее под рукой телефон, вместе с друзьями она ищет пути возможной помощи. Интересен тот факт, что половина старшеклассников «бросились на­ кормить тюленя», а остальная часть— позвонить взрослым. Стремление помочь тюленю есть у всех детей, а необходимых навыков нет. Решаем проблему вместе. «Как обезопасить себя и окружающих людей?», «Как себя правильно вести с ди­ кими зверями?», «В чем причины странного поведения диких животных?» — эти вопросы являются актуальными для всей экологической педагогики. Занятия с учащимися с 1 по 11 классы показали, что дети достаточно легко усваивают теоретические и практические знания, но, зачастую, у них возникают трудности в формулировке своего отношения к животным. Поэтому особенно важен на наших занятиях прием рефлексии как обсуждения внутренних пережи­ ваний. В частности, детям предлагаются задания, где необходимо сделать выво­ ды о своих занятиях в океанариуме. Для 1—3 кл.: «Нарисуй свою ладонь. Будем дружить?» (рис. 4, а); для 4—6 кл.: «Из предложенных выражений выбери те, которые отражают твое отношение к природе, обществу, Родине, друзьям и т. д.»; для 7—8 кл.: «Что я теперь думаю о животных, содержащихся в океанари­ уме и обитающих в природе?», «Как я теперь буду относиться к животным?», 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz