Мусинова, Л. П. Эколого-образовательный проект "Мурманский океанариум - открытая образовательная площадка" / Л. П. Мусинова, Е. Г. Митина // Эколого-образовательная среда региона: проблемы и перспективы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2006. - С. 50-55.

«Обитатели Мурманского океанариума» — 7—8 кл., «Морские млекопитаю­ щие — обитатели Арктики» — 9—11 кл.), комплект рабочих тетрадей для заня­ тий со школьниками и дидактические материалы [1]. Комплект рабочих тетрадей, которые соответствуют названиям программ для возрастных категорий, в 2004 г. получил гриф «Допущено в качестве учебного пособия для образовательных учреждений Мурманской области». В тетрадях учащимся предлагаются теоретические, практические занятия, экскурсии, кото­ рые проводятся на базе Мурманского океанариума. Одна из целей программы «Морские млекопитающие — обитатели Аркти­ ки» — формирование экологической ответственности за жизнь животных, обитающих в природе и в условиях неволи. В задачи программы входят: изуче­ ние многообразия морских млекопитающих; ознакомление с особенностями географического распространения, строения, жизнедеятельности, происхожде­ ния, экологии ластоногих; формирование практических умений по изучению и охране ластоногих. Для решения поставленных задач были использованы разнообразные мето­ ды исследования: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, бе­ седа, анкетирование. Результаты работы с аудиторией 1—11 классов в 2004— 2005 гг. (80 уча­ щихся) показали, что программа «Морские млекопитающие — обитатели Арк­ тики» имеет обучающее и воспитывающее значение, способствует формирова­ нию бережного отношения к животным. Например, в анкетировании, прове­ денном до начала курса, оценивался мотив посещения занятий и знания учащихся всех возрастных групп в области биологии и экологии. Дети 1—3 классов на вопрос «Почему ты принял решение заниматься в океанариуме?» отвечают, что «хотят узнать новое о животных» (45%) (рис. 1); у половины из младших школьников, как показал опрос, есть домашние любимцы, для ос­ тальных детей занятия — первый опыт общения с животными. Для 4— 5 клас­ сов характерно, что 58% детей идут на факультатив в океанариум, «чтобы на­ учиться заботиться о животных»; остальные 37% хотят «узнать новое о живот­ ных»; 5% учеников желают, «чтобы животные их развлекали». Для учащихся 7—8 классов основным мотивом заниматься в океанариуме является «получе­ ние знаний о животных» (70%) (рис. 2). Учащиеся 9—11 классов желают при­ менять приобретенные знания на практике — 39%, непосредственно за знани­ ями пришли 38% старшеклассников. Наиболее ценные выводы мы сделали, анализируя полученные школьниками биологические знания. Ребятам были предложены специально разработанные анкеты, по которым мы смогли оце­ нить уровень знаний об обитателях морей и океанов на момент начала курса занятий, в конце курса и через полгода. При сравнении анкет по выявлению знаний выяснилось, что после наших занятий 100% детей в группах 1—3 и 4—6 классов отвечают правильно на вопросы, касающиеся биологии морских млекопитающих; почти 98 и 96% учащихся 7—8 и 9— 11 классов не делают ошибок при ответах на вопросы о биологии и экологии тюленей (рис. 3). 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz