Петроглифы Чальмн-Варрэ = Čalmn-Varrė petroglyphs / Колпаков Е. М., Шумкин В. Я., Мурашкин А. И. ; Институт истории материальной культуры РАН, Кольская археологическая экспедиция. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2018 (ООО «Издательство «ЛЕМА»). – 159 с. : ил., портр., карты.

Техника выбивки R ock carving techniques Петроглифы Чальмн-Варрэ Исследование техники выбивки понойских петроглифов находится ещё в самом начале. В 2016 г. нами были выполнены контактные копии фрагментов некоторых фигур, которые выглядят перспективными для трасоло - гического изучения. В то же время изучение полученных копий с помощью современных технических методов требует времени, тем более, что без исследования таких же копий с других памятников наскального искусства нельзя будет считать достигнутые результаты надёжными. Поэтому результаты визуального изучения техники выбивки, изложенные в этой главе, неизбежно являются предварительными и неполными. Как и на Канозере, пока судить о технике выбивки мы можем лишь по характеру поверхности и профилю петроглифов. Все варианты зафиксированы на фотографиях, приводимых в этой главе. Камни, на которых выбиты петроглифы, различаются между собой характером поверхности. За исключением камня № 1, все они подверглись заметному химическому выветриванию. Поверхности с выбивками неровные, с трещинами и выколами. Наилучшей поверхностью обладает камень № 1, у которого она твёрдая и заполированная. Его отличие от других камней объясня- ется, по всей видимости, тем, что он находится у кромки воды в Поное и используется как причал. Поэтому поверхность камня часто омывается водой, но при этом не заносится паводковыми отложениями, как на других камнях. На ней почти не закрепляются лишайники. Вероятно, этому способствует и то, что по этому камню часто ходят люди. Можно предположить, что во времена создания петроглифов и другие камни имели такую же поверхность, как камень № 1 сейчас. Глубина большинства выбивок составляет 2–3 мм, иногда до 5 мм. Самые глубокие – чашевидные углубления на камне № 5 – до 6 мм. Профиль выбивок можно разделить на три разно - видности: 1) овальный – поверхность выбивки в поперечном раз - резе овальная и плавно переходит в боковые стенки , 2) плоский – поверхность выбивки в поперечном разрезе уплощённая, часто при этом неровная, и плавно переходит в боковые пологие стенки , 3) овально-плоский – поверхность выбивки в попе - речном разрезе уплощённая, с одной стороны плавно переходит в боковую стенку, а с другой выклинивается к естественной поверхности. The study of the techniques used to peck the Ponoy petroglyphs is still at the very beginning. In 2016, we prepared contact copies of fragments of some figures that look promising for a traceological investigation. At the same time, the study of obtained copies using modern technical methods takes time, especially since without studying the same copies from other rock art sites, it will not be possible to consider the achieved results as reliable. Therefore, the results of a visual study of the pecking technique outlined in this chapter are inevitably preliminary and incomplete. As with Kanozero petroglyphs , we can make conclusions about the technique of pecking only by the nature of the surface and the profile of the carvings. All variants are recorded in the photos in this chapter. The stones on which petroglyphs are carved differ in their surface. With the exception of stone No. 1, they have undergone conspicuous natural weathering. The surfaces with carvings are rough, cracked and chipped. Stone No. 1 has the best surface. T he surface with carvings of this stone is hard and polished. Its difference in quality from other stones is explained, apparently, by the fact that it is located at the water's edge in Ponoy river and is used as a pier. As a result, the surface of the stone is often washed by water, but at the same time it is not covered by flood sediments like other stones. Lichens almost do not grow on it. This is probably also due to the fact that people often walk over the stone. It can be assumed that during the creation of petroglyphs other stones had the same surface as stone No. 1 now. The depth of most carvings is 2–3 mm, sometimes reaching 5 mm. The deepest ones – cup-marks on the stone No. 5 – up to 6 mm. The profile s of the carvings can be divided into three types: 1) oval – the bottom surface of the carving is oval in cross section and gradual ly turn s into the side walls , 2) flat – the bottom surface of the carving is flattened in cross section , often rough at the same time, and smoothly passes into the side gentle walls , 3) oval-flat – the bottom surface of the carving is flattened in the cross-section, at one direction gradual ly turn s into the side wall, and to the other it bends to the natural stone surface. Техника выбивки R ock carving techniques 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz