Петроглифы Чальмн-Варрэ = Čalmn-Varrė petroglyphs / Колпаков Е. М., Шумкин В. Я., Мурашкин А. И. ; Институт истории материальной культуры РАН, Кольская археологическая экспедиция. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2018 (ООО «Издательство «ЛЕМА»). – 159 с. : ил., портр., карты.
Предисловие Доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Д. Г. Савинов Современное петроглифоведение – это особая область гуманитарных исследований на стыке археологии, мифологии, семиотики и искусствознания. Известные на всех континентах (кроме Антарктиды) наскальные изображения представляют своего рода «летопись» дописьменной истории человечества или, по образному выражению А. Я. Шера – «древнейший изобразительный фольклор». Среди них особое место принадлежит петроглифам Севера, отразившим мир духовной культуры охотников и рыболовов, древних обитателей этих суровых мест. Представляющие петроглифическое наследие Севера Онежские и Беломорские наскальные изображения, а также петроглифы Канозера уже стали классикой отечественного петроглифоведения. Ныне к ним прибавляется еще один яркий и весьма своеобразный памятник – Чальмн-Варрэ на Кольском полуострове, открытый достаточно давно (45 лет назад), но впервые в полном объеме вводимый в научный оборот на страницах данной монографии. Сам по себе факт открытия того или иного петроглифического комплекса в настоящее время уже не является самоцелью. При всей важности каждого такого события, главное все же заключается в полноте и достоверности источниковедческого анализа памятника – как с точки зрения точности копирования и полевой документации, так и скрупулезности последующего «кабинетного» изучения, отчего напрямую зависит репрезентативность его интерпретации. В этом плане публикация петроглифов на р. Поной (Чальмн-Варрэ), выполненная с особой тщательностью, на высоком профессиональном уровне (даже, с нашей точки зрения, излишней формализацией подачи каждого отдельно взятого изображения), заслуживает самого пристального внимания и уважения. Композиционное построение монографии и методика изложения в ней фактического материала были уже отработаны ранее в книге о петроглифах Канозера (Е. М. Колпаков, В. Я. Шумкин 2012) и органически перешли в публикацию петроглифов Чальмн-Варрэ. По сути дела, перед нами как-бы две части выполненного по одной программе крупного научного труда, открывающие, как ранее две знаменитые книги В. И. Равдоникаса о Беломорских и Онежских петроглифах, богатство и характерные особенности наскальных изображений Кольского полуострова. Особо следует подчеркнуть своеобразие Чальмн-Варрэ по сравнению с известными ранее местонахождениями. Это и другие условия нанесения петроглифов – на отдельных камнях (изначально их было, конечно, значительно больше) на краю низкой заливаемой поймы. И иной, более ограниченный репертуар изображений – из определимых фигур это исключительно зооморфные (лоси или олени) и антропоморфные изображения, вокруг которых, по-видимому, и группируются более мелкие рисунки животных. Полностью отсутствует очеловеченная аура беломорских или онежских петроглифов. При этом бросается в глаза общий для петроглифов Чальмн-Варрэ схематический, как бы «разовый» характер всех изображений; степень их «забитости» на одних камнях, и отдельные будто «случайно» нанесенные рисунки на других. Все это вместе позволяет говорить о том, что, в отличие петроглифов Беломорья и Онежского озера, эти изображения оставлены, скорее всего, постоянно проходившими здесь группами охотников на дикого оленя (или ранними оленеводами?) со своими обрядами, природно-хозяйственными циклами и представлениями, что является принципиально новой страницей в изучении древних петроглифов Севера. Точное время создания наскального искусства Чальмн-Варрэ пока не определено, но совершенно очевидно, что, судя по стилистике и технике нанесения рисунков, это весьма древний изобразительный пласт, характерный для внутренних – «континентальных» – районов Севера. Открытие и введение в научный оборот первых материалов этого изобразительного пласта – целиком заслуга авторов данной монографии, равно интересной как для специалистов, так и для всех интересующихся культурой древнего населения Севера нашей страны. Петроглифы Чальмн-Варрэ 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz