Петроглифы Чальмн-Варрэ = Čalmn-Varrė petroglyphs / Колпаков Е. М., Шумкин В. Я., Мурашкин А. И. ; Институт истории материальной культуры РАН, Кольская археологическая экспедиция. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2018 (ООО «Издательство «ЛЕМА»). – 159 с. : ил., портр., карты.

Петроглифы Чальмн-Варрэ Типология Typology На этом фоне совершенно необычной является компо - зиция рождения зооморфа антропоморфом женского пола, как и симметричная композиция вокруг одной из таких сцен, единственная в своём роде. Причём этот тип композиции, представленный только в Чальмн-Варрэ, имеет аналогии не в наскальном искусстве, а в саамской мифологии. Его можно связать с легендой о Мяндаше – человеке-олене, который по одной из версий рождён жен- щиной или важенкой в обличье женщины [Чарнолуский 1966; 1972]. Разумеется, это вовсе не доказывает связь петроглифов Чальмн-Варрэ с саамской культурой. Доста- точно сказать, что у саамов не сохранилась историческая память ни о наскальных изображениях, ни об особой значимости этого места, хотя саамское кладбище расположено в полукилометре от камней с петроглифами. Для датировки петроглифов, выбитых на лежащих на поверхности валунах, пока нет других данных, кроме типологии. Как отмечено выше, наибольшее количество сходных с выбивками Чальмн-Варрэ элементов имеется на Канозере. Ничего другого не остаётся, как перенести общую широкую датировку Канозера на Чальмн-Варрэ – 4–2 тыс. до н.э., хотя само Канозеро пока датируется типологически по сходству с петроглифами Выга [Колпаков, Шумкин 2012: 350]. Конечно, такое датирова- ние имеет весьма слабые основания. On this background, the composition of a birth of a zoomorph by a female anthropomorph is quite unusual, as is the symmetrical composition around one of these scenes – the only one of its kind. Moreover, this type of composition, presented only in Čalmn-Varrė , has no analogies in the rock art . However, it has analogies in Sami mythology. It can be associated with the legend of M ya ndash, a deer-man, who according to one of the versions was born by a woman or a she-deer in the guise of a woman [Чарнолуский 1966; 1972]. Of course, this does not at all prove the connection of the Čalmn-Varrė petroglyphs with the Sami culture. Suffice it to say that the Saami have not preserve d the historical memory of the rock carvings or the special meaning of this place, although a Sami cemetery is located half a kilometer from the stones with petroglyphs. T here is no other data besides typology f or the dating of petroglyphs peck ed on boulders lying on the surface. As noted above, Kanozero has the largest number of elements similar to those of Čalmn-Varrė . There is nothing else to do but to transfer the general wide dating of Kanozero to Čalmn-Varrė – 4–2 thousand s BC, although Kanozero itself is still date d typologically by similarity with rock carvings of Vyg [Колпаков, Шумкин 2012: 350]. Of course, such dating has weak grounds. 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz