Петроглифы Чальмн-Варрэ = Čalmn-Varrė petroglyphs / Колпаков Е. М., Шумкин В. Я., Мурашкин А. И. ; Институт истории материальной культуры РАН, Кольская археологическая экспедиция. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2018 (ООО «Издательство «ЛЕМА»). – 159 с. : ил., портр., карты.
Типология Typology Petroglyphs of Čalmn-Varrė Наибольшее сходство петроглифы Чальмн-Варрэ имеют с петроглифами Канозера, ближайшими к ним географичес - ки. При этом, имеется одна типологически уникальная связь с петроглифами Альты. Причём это происходит на фоне базового своеобразия всего комплекса наскальных изображений Чальмн-Варрэ. Однако, сходство с Кано - зером состоит не в близком сходстве типов фигур и типов композиций (сходный тип фигур – только бес, сходный тип композиций один – любовь, представленный в Чальмн-Варрэ всего одним экземпляром). Сходство наблюдается в нескольких стилистических приёмах: Оценивать эти элементы сходства имеет смысл лишь на фоне сходств и различий памятников наскального искусства Северной Фенноскандии. А они демонстрируют достаточное разнообразие. Есть памятники со сходными изображениями, и есть памятники явно отличающиеся от всех остальных. Например, таких зооморфов (оленей?), как в Глосе (Glösa) в Швеции, нет больше нигде. Сходство отдельных типов фигур или отдельных элементов обнаруживается между разными парами/тройками памятников, но при этом оно достаточно хаотично. На этом фоне однозначная интерпретация отдельных сходств петроглифов Чальмн-Варрэ с Канозером пока вряд ли возможна. Сходство между ними в показанных элементах могло возникнуть как благодаря контактам их создателей, так и независимо друг от друга. Прямые контакты здесь сомнительны, поскольку нет сходства между целыми фигурами и есть всего одна сходная композиция. 1) изображение живота в виде утолщения на однолинейном туловище (есть и в Альте), 2) обозначение женской груди невыбитой точкой или их парой на выбитом теле, 3) обозначение вульвы кружком (точкой) и кружком вписанным в окружность, 4) кольцеобразные головы у антропоморфов (есть и в Альте), 5) головы «с лицом». В то же время комплекс петроглифов Чальмн-Варрэ в целом вполне укладывается в общую картину наскального искусства Северной Фенноскандии. Множество зоомор - фов, под которыми подразумеваются лоси и олени, и антропоморфы рядом с ними – это и есть основа репер - туара петроглифов этой части Европы. Даже уникаль - ность петроглифов Чальмн-Варрэ укладывается в эту же общую картину. Кстати, Чальмн-Варрэ входит и в «восточную зону» петроглифов, в которой почти нет контурных выбивок, а только силуэтные. The Čalmn-Varrė petroglyphs have the mo st similarity with the Kanozer o petroglyphs, which are geographically closest to them . At the same time, there is one typologically unique connection with the Alta petroglyphs. This exists against the background of the basic originality of the assemblage of rock carv ings of Čalmn-Varrė i n a whole. However, the resemblance to Kanozero does not consist in a close resemblance of the types of figures and types of compositions (a similar type of figures is only a demon, a similar type of compositions is one – love, represented in Čalmn-Varrė by just one scene ). The similarity is observed in several stylistic technique s: It makes sense to evaluate these elements of similarity only against the background of similarities and differences of the rock art sites of the Northern Fennoscandia. T hey show enough variety. There are sites with similar images, and there are sites that are clearly different from all the others. For example, there are no such zoomorphs (deer?), a s in Glösa in Sweden, anywhere else. The similarity of certain types of figures or individual elements is found between different pairs/triples of sites , but at the same time it is rather chaotic. On this background, an unambiguous interpretation of individual similarities between Čalmn-Varrė petroglyphs and Kanozer o is hardly possible. The similarity between them in the shown elements could arise both due to the contacts of their creators and independently from each other. Direct contacts are doubtful here, since there is no similarity between figures and there is only one similar composition. 1) the depiction of a belly in the form of a thickening on the single-lined body (there is also in Alta), 2) the designation of a female breast by an unpecked dot or a pair of dots on a carved body, 3) the designation of a vulva by a circle (dot) and a circle inscribed in a circle, 4) ring-shaped heads of anthropomorphs (there is also in Alta), 5) heads with a "face". At the same time, the assemblage of petroglyphs of Čalmn- Varrė as a whole fits into the overall picture of the rock art of the Northern Fennoscandia. A lot of zoomorphs which mean elk and deer and anthropomorphs next to them are the basi c repertoire of rock carvings in this part of Europe. Even the uniqueness of the Čalmn-Varrė petroglyphs fits into the same overall picture. By the way, Čalmn-Varrė is included in the "eastern zone" of rock art , in which there are almost no contour carving s, but only silhouette o nes. 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz