Петроглифы Чальмн-Варрэ = Čalmn-Varrė petroglyphs / Колпаков Е. М., Шумкин В. Я., Мурашкин А. И. ; Институт истории материальной культуры РАН, Кольская археологическая экспедиция. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2018 (ООО «Издательство «ЛЕМА»). – 159 с. : ил., портр., карты.
Лишь на камне № 1 все изображения отчётливы. На остальных камнях большая часть выбивок различима с трудом. Поэтому выявление выбивок производилось осмотром поверхностей камней в разных режимах освещённости, в том числе, ночью с фонарями и под непрозрачной плёнкой. Последний способ стал за предыдущее десятилетие общепринятым, как наиболее эффективный и простой [ср. Gjerde 2010: 68–69]. Под плёнкой возможно и фотографирование петроглифов, которые трудно снять обычными способами. Фиксация петроглифов проводилась по методике, вы - работанной Кольской экспедицией при исследованиях петроглифов Канозера, ведущихся с 1999 г. [ Колпаков, Шумкин 2012: 9–12 ] . Она состоит в трассировке контуров фигур мелом [ ср. Hallstr ö m 1938: 15; 1960: xiv] , протирок, фотографий, сводных планов, кратких описаний фигур и техники их выбивки. Обведённые мелом фигуры фотогра - фируются цифровым фотоаппаратом в ортогональной проекции с масштабом. По этим фотографиям в про- грамме AutoCAD прорисовываются контуры выбивок. Выполненные чертежи сравнивались с натурой и исправ - лялись. Лёгкая трассировка фигур мелом позволяет группе специалистов обсудить на месте правильность прорисовки и уточнить неясные детали. Все камни с выбивками трассировались 2–3 раза, а камни № 5 и № 6 и более, причём, разными людьми. Только после этого создавался «окончательный» чертёж, пригодный для публикации и дальнейшей обработки изображений. Ни протирки, ни самые изощрённые современные фото - графии не являются документами, фиксирующими сами по себе наскальные выбивки. Многочисленные трещины, шрамы и естественные выбоины в скале, а также повреж - дения самих гравировок, палимпсесты и т.п. приводят к тому, что на протирках и фотографиях невозможно отли - чить искусственные углубления от естественных [ ср. Брюсов 1937: 179; Gjerde 2010: 72 ] . Протирки и фотогра - фии являются лишь очень важными дополнениями к чертежу. Кроме того, они могут служить в качестве способов поиска и исследования неясных изображений. Методика поиска и фиксации Methods of s u r vey ing and recording Введение Introduction Петроглифы Чальмн-Варрэ Камень № 6 . Трассировка выбивок мелом. 2014 Stone No. 6. Tracing carvings with a piece of chalk . 2014 Only on stone No. 1 all images are clear. On other stones a great part of carvings are difficult to distinguish. Therefore, the identification of carvings was carried out by investigating the surfaces of the stones in different modes of illumination, including at night with lights and under an opaque plastic. The latter method has become generally accepted in the previous decade as the most efficient and simple [cf. Gjerde 2010: 68–69]. Moreover, plastic makes it possible to take photos of the petroglyphs that are difficult to photograph using usual methods. Petroglyphs were documented according to the method developed by the Kola Expedition in the course of the study of Kanozero petroglyphs, which has been underway since 1999 [Колпаков, Шумкин 2012: 9–12]. It consist s of slight tracing of the contours of figures with chalk [cf. Hallström 1938: 15; 1960: xiv], frottage, photographs, general plans, brief descriptions of figures and their pecking techniques. Chalked figures a re photographed with a digital camera in an orthogonal projection with a scale. The contours of carvings are traced by these photographs in the AutoCAD program. Completed drawings were compared with original carvings and corrected. Slight tracing of figures with chalk allows a group of researchers to discuss the correctness of drawing and clarify unclear details right on the spot. All stones with carvings were traced 2–3 times. Moreover, stones No. 5 and No. 6 were traced even more times by different people. Only after that a "final" drawing was created, suitable for publication and further processing of images. Neither graphite frottage nor the most sophisticated modern photographs record rock carvings themselves. They are not a document ation sufficient enough. Numerous cracks, scars and gaps in the rock, as well as damage to the engravings themselves, palimpsests, and other problems lead to the fact that it is impossible to distinguish artificial depressions from natural ones on graphite tracings and photographs [cf. Брюсов 1937: 179; Gjerde 2010: 72]. Frottage and photos are only very important additions to the drawing. Furthermore, they can serve as methods to search for and investigate unclear images. 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz