Петроглифы Чальмн-Варрэ = Čalmn-Varrė petroglyphs / Колпаков Е. М., Шумкин В. Я., Мурашкин А. И. ; Институт истории материальной культуры РАН, Кольская археологическая экспедиция. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2018 (ООО «Издательство «ЛЕМА»). – 159 с. : ил., портр., карты.

Петроглифы Чальмн-Варрэ Типология Typology 3 M Типологический анализ: Сравнение с памятниками наскального искусства Северной Европы Typology: Comparison with the rock art of the Northern Europe Сравнивать петроглифы разных памятников между собой можно, как минимум, в трёх направлениях: 1) целые фигуры, 2) отдельные признаки фигур одной категории и/или разных, 3) композиции. При этом оценивать сходство Чальмн-Варрэ с другими памятниками имеет смысл только в пределах двух категорий – антропоморфов и зооморфов, поскольку другие категории фигур в Чальмн-Варрэ практически не представлены. Сравнение антропоморфов и зооморфов Чальмн-Варрэ с другими памятниками, показывает, что сходство между ними существует лишь на самом общем уровне сходства всех памятников наскального искусства Фенноскандии в целом. На этом уровне сходными с другими памятниками в Чальмн-Варрэ можно считать следующие показатели: сильную стилизацию фигур зооморфов, их изображение в профиль, без рогов, обычно без видовых признаков, ноги у зооморфов могут быть показаны как одна передняя и одна задняя, а также схематичность фигур антропомор- фов в однолинейном стиле, который встречается и на других памятниках. Лишь фигура «беса» (антропоморфная фигура анфас, тело прямоугольной формы, голова прямоугольная на длинной шее, ноги согнуты в коленях и ступни направлены наружу, руки согнуты в локтях и предплечья подняты вверх, пальцы на руках растопырены) с камня № 1 находит относительно близкие аналогии с «бесами» Канозера и Онежского озера [Колпаков 2015; Kolpakov 2015] . Специфические сходства есть по отдельным признакам. Такой приём, как живот в виде утолщения на одно - линейном туловище, применяемый обычно (но не всегда) для обозначения женского пола у антропоморфов, исполь - зуется на Канозере ( 2 случая ) и в Альте ( 5 случаев ) . There are specific similarities in some attributes. Such method as a belly in a form of a thickening on a single-line body , usually used (but not always) to designate a female anthropomorph ic figures , is used on Kanozero (2 figures ) and in Alta (5 figures ) , too . Alta [Tansem 2009] Канозеро [ Колпаков, Шумкин 2012 ] Канозеро [ Колпаков, Шумкин 2012 ] Rock carving si t e s can be compared with each other in at least three directions: 1) figures themselves , 2) certain attribute s of figures of one category and/or different ones , 3) compositions. At the same time, it makes sense to assess the similarity of Čalmn-Varrė with other sites only within two categories – anthropomorph s and zoomorph s , since other categories of figures in Čalmn-Varrė are almost not represented. The c omparison of anthropomorphs and zoomorphs of Čalmn-Varrė with other sites shows that the similarity between them exists only on the most general level: on the level of similarity of all the rock art sites of Fennoscandia as a whole. On this level, i n Čalmn-Varrė the following indicators can be considered similar to other sites: strong stylization of zoomorphic figures, their depiction in profile, without horns, usually without species attribute s, the zoomorph ’s legs can be shown as one fore and one hind legs, as well as a schematic single-line d anthropomorphic figures that can be found on other sites. Only the "demon" figure (an anthropomorphic figure en face, a rectangular body, a rectangular head on a long neck, legs bent in knees and feet directed outwards, arms bent in elbows and forearms raised, fingers spread) from the stone No. 1 finds relatively close analogies with the "demons" of Kanozero and Lake Onego [Колпаков 2015; Kolpakov 2015] . 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz