Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.

Заратуштры (Заратустры или Зороастра — в древнегре­ ческом и современном произношении). Согласно Зара­ тустре, высшим божеством является Ахура-Мазда (поз­ же Ормузд, Хормузд; все остальные божества по отно­ шению к нему занимают подчиненное положение). Боль­ шую роль в зороастризме играют отвлеченные понятия. Так, сам Ахура-Мазда заменяет собой ряд арийских божеств, а их функции выступают как абстрактные выра­ жения его сущности: Boxy Мана — Добрая мысль, Аша Вахишта — Лучшая правда, Хшатра Варья — Избранная власть, Спента Армати — Благочестие, Амэртат — Бес­ смертие, Харватат — Целостность. Эти отвлеченные сущ­ ности составляли шесть Амеша Спента — «бессмертные святые». Считалось также, что Boxy Мана (позже — Бах­ ман) — покровитель скота, Аша Вахишта (Ордибехе- шт) — огня, Хшатра Варья (Шахревар) — металлов, Спента Армати (Эсфендармат) — земли, Харватат и Амэр- этат (Хордад и Мордад) — воды и растений. Основную цель мирового процесса зороастризм видит в победе Добра над Злом, что означает необходимость ведения постоянной борьбы с враждебными силами, за победу Правды и Добра над Ложью и Злом. Солнце было сим­ волом Света, Правды и Добра, также как и заботливо поддерживаемый Вечный огонь, спущенный на землю с солнца. Во мраке ночи этот огонь помогал людям бороться с силами Зла, окрылёнными закатом солнца. Христианская идея противопоставления светлого бога дьяволу тоже имеет сходство с зороастрийским дуализ­ мом. В христианских Евангелиях упомянут эпизод «поклонения волхвов» (религиозных мудрецов и астро­ номов) младенцу Иисусу и принесение ему даров. Выска­ зываются мнения о том, что эти волхвы: Каспар, Мельхи- 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz