Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.
два верхних перста были пригнуты к большому пальцу. В тогдашних никонианских книгах таким изображалось троеперстие. По меткому выражению одного писателя: « .всё в троеперстии пригнуто, всё согбенно; это какое- то робкое и рабское знамя». И действительно, впослед ствии, оно принесло рабство всем никонианам: они лишились в своей новой церкви всех прав, присущих церковному народу, и превратились в безмолвных рабов. Троеперстие справедливо стали именовать в народе «щепотью». По мнению старообрядцев, ничуть оно не похоже на торжественное знамя; это что-то обыден ное, кухонное: щепотка соли, щепотка перцу, щепотка табаку. Но возносить его как великое знамя христиан ства, как глубокий смысл и цель христианского испове дания, как победу Христа над смертью, над диаволом — оно для этого сего не подходит и никоим образом не может этого выразить и не выражает. Двоеперстное сложение, напротив, самим своим видом выражает знамя креста, в народе оно так и называется — молиться кре стом. Два вытянутые вверх перста влекут ввысь, к Богу. При этом указательный палец изображает человеческое естество Христа, а рядом с ним стоящий средний палец изображает Божеское естество Сына Божия, причём, по катехизическому требованию, этот перст верхним сво им составом должен быть наклонен, что означает веро вание: «Господь преклонь небеса и сниде на землю». Остальные персты, большой и два последних, соприко- саются между собою для изображения Святой Троицы. Согласно изданной церковным собором 1666 года книге «Жезл», сам Христос установил такое перстосложение для благословения: «Возносясь на небо, Он благословил всех учеников именословным перстосложением, то есть 594
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz