Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.
В ходе реформы богослужебная традиция была изме нена в следующих пунктах: широкомасштабная «книж ная справа», выразилась в редактировании текстов Свя щенного Писания и богослужебных книг, которая приве ла к изменениям даже в формулировках Символа Веры1. Так, был убран союз — противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»). Замена двуперстного крёстного знамения трёхперст ным и отмена «метаний», или малых земных поклонов. В 1653 году Никон разослал по всем церквям мос ковским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; еще и тремя персты бы есте крести- 1Символы Веры — это краткие изложения основных истин христиан ского учения в форме исповедания веры. В раннехристианскую эпо ху (I-IV вв.) местные церкви имели свои символы веры, выполнявшие двоякую функцию: теоретическую, т.к. были первыми опытами форму лирования догматов веры, обозначая границы ортодоксии; и практиче скую, т.к. использовались в качестве личного исповедания при приёме в церковь новых членов, будучи одновременно литургическим вероис поведным текстом всей общины. Основные пункты (всего их 12) Сим волов веры касались веры в Троицу — Отца, Сына и Святого Духа, а также жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа. 591
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz