Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.
на: «за великие на царский дом хулы» их приговорили к смертной казни. 14 апреля 1682 года, в Страстную пятницу, по настоя нию патриарха Иоакима, Аввакум был сожжён на костре вместе со своими единомышленниками и соузниками — священником Лазарем, диаконом Феодором и иноком Епифанием. Описание их казни дошло до нас только в раскольничьей литературе. Согласно этим сведениям, к месту казни собрались пустозёрские жители, чтобы уви деть и услышать в последний час великих учителей древ него православия, и попрощаться с ними. Протопоп Аввакум благословился у инока Епифания, попрощался со своими соузниками и сам благословил их на предсто ящий мученический подвиг. Книги свои и прочее скуд ное имущество Аввакум заранее раздал местным жите лям и единомышленникам. Все четверо попрощались с народом и низко поклонились, после чего их привяза ли по четырём углам деревянного сруба. Сруб запылал. Горевшие заживо мученики запели: «Владычице, прии- ми молитву раб своих». В пламени костра Аввакум сумел высвободить правую руку и, сложив её в двуперстное крестное знамение, высоко поднял над собой, в послед ний раз обращаясь к народу, произнёс: «Будете таким крестом молиться — во веки не погибнете!». Так закончилась жизнь удивительного и стойкого человека, принявшего мученическую смерть за веру. В начале XX века старообрядческая церковь причислила протопопа Аввакума к лику святых. Казнь пустозёрских узников произвела глубочайшее впечатление на их последователей. По преданию, Авва кум перед казнью предрёк смерть своим мучителям, и действительно, всего через две недели после сожжения 589
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz