Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.

сожжение на костре. Таким образом, реформа Никона и Собор 1666 — 1667 гг. положили начало расколу в Русской Православной Церкви. ПРОТОПОП АВВАКУМ Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум — Аввакум Петров (годы жизни: 1620—1682 гг.). С юных лет посвятив себя церкви, Аввакум был активным сторон­ ником и проповедником благочестивого образа жизни. Некоторое время он входил в число членов «Кружка рев­ нителей благочестия», познакомился с поддерживавшим их царём Алексеем Михайловичем. Первые же действия нового патриарха Никона убедили «ревнителей» в том, что они глубоко ошибались в отношении староверия самого Никона. Отмена двоеперстия мгновенно вызвала повсеместное негодование. О Никоне заговорили как о «латыннике», предтече антихриста. «Всяк бо, крестяся тремя персты, — писал по этому поводу протопоп Авва­ кум, — кланяется первому зверю папежу и второму рус­ скому, творя их волю, а не божию, или рещи: кланяется и жертвует душою тайно антихристу и самому дияволу. В ней же бе, шепоти, тайна сокровенная: зверь и лжепророк, сиречь: змий — диявол, а зверь — царь лукавый, а лжепророк — папеж римский и прочий подо­ бии им». Поэтому всякий, «крестящийся тремя перстами, будет мучен огнём и жупелом». Подобным же образом Аввакум осуждал введенную Никоном трегубую алли­ луйю и прочие его реформы, призванные согласовать русское богослужение с практикой других православных церквей. Через все его послания и челобитные красной нитью проходило стремление связать эти реформы 583

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz