Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.
навстречу и при уходе шёл их провожать. Теперь же, как мы видели собственными глазами, министры царя и его приближенные сидят долгое время у наружных дверей, пока Никон не дозволит им войти; они входят с чрез вычайной робостью и страхом, причем до самого окон чания своего дела стоят на ногах, а когда затем уходят, Никон продолжает сидеть». Никон, не довольствуясь положением фактического соправителя государства, начал претендовать на первен ствующую роль. Он образно сравнивал духовную и свет скую власть с двумя небесными светилами — солнцем и луной, причем власть архиерейскую уподоблял солнцу, сияющему днем, а царскую — луне, которая светит отра женным светом. «Не от царей начальство священства приемлется, но от священства на царство помазуются, — писал Никон, — явлено много раз, что священство выше царства.». Конфликт светской и духовной власти был предопре делён, и только благорасположение Алексея Михайло вича к духовному владыке оттягивало его неизбежную развязку. Но двоевластие не могло продолжаться вечно. Царь уже начал тяготится опекой патриарха, а что каса ется знати, то она люто ненавидела выскочку, крестьян ского сына, обращавшегося с родовитыми боярами как со своими холопами. Опала настигла Никона исподволь, почти незаметно. Сначала обидели дворянина из патриарших служилых людей, и обидчик остался безнаказанным, чего раньше и представить было невозможно. Потом царь перестал появляться в Успенском соборе, где служил патриарх. 580
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz