Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.
направления движения крестного хода, то здесь не было единообразия. У Русских получило господствующее положение совокупность таких обычаев, как двоепер- стие, сугубая аллилуйя, посолонь1и т.д., которые впослед ствии назовут старый обряд, а у греков позднее (особен но после падения Константинополя) постепенно утвер дилось совокупность иных обычаев, которые впослед ствии назовут новый обряд. Начавшийся в XIII—XIV веках процесс политико-культурного размежевания Северо-Восточной (Владимирской, а затем Московской) и Юго-Западной Руси (вошедшей в состав Великого Кня жества Литовского), приводил к проникновению через Литву новогреческих богослужебных традиций, хотя, например, в самой Литве и даже у сербов в начале XVII века еще достаточно широко было распространено двое- перстие. В связи с этим в Московской Руси встал вопрос, какого порядка в богослужении следует придерживаться. На Стоглавом соборе 1551 года на этот вопрос был дан ответ: «Аще ли кто двема персты не благословляет, яко- же и Христос, или не воображает крестного знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша.» (Стоглав 31). «Не подобает святыя аллилуии трегубити, но дважды гла- голати аллилуия, а в третий — слава тебе, Боже.» (Сто глав 42). По данным вопросам мнения верующих раз делились. Одни (в том числе патриарх Иосиф) предла гали исправить Церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие (к числу которых относился царь Алексей Михайлович и его ближайшее 1Посолонь — направление движения молящихся, совершаемое по часовой стрелке (по солнцу), во время крестного хода. 578
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz