Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.
ников между Русью и Западом. Орден и немецкое купе чество препятствовали росту русской торговли. Между тем потребности экономического развития диктовали Русскому царству необходимость установления широких хозяйственных связей с передовыми странами Западной Европы. Со времени появления англичан на Белом море в 1553 году Россия завязала регулярные торговые сноше ния с Англией. Перед самой Ливонской войной царское правительство позволило англичанам устроить «приста нище корабельное» на Белом море и разрешило им тор говать на своей территории. Но суровые естественные условия сильно стесняли развитие торговли на Белом море. Гораздо больше для этой цели подходило как раз Балтийское море. Накануне Ливонской войны Россия владела обширным участком побережья Финского зали ва, всем течением реки Невы, по которой проходил древ ний торговый путь «из варяг в греки». Русским принад лежал также правый берег реки Наровы, в устье которой заходили корабли многих европейских стран. Едва закончив войну со шведами, царское правительство решило основать морской порт в устье Наровы. В июле 1557 года выдающийся русский инженер дьяк Иван Выродков построил на реке Нарва (Нарова) первый рус ский порт. Царский указ воспретил новгородским и псковским купцам торговать в ливонских городах Нарве и Ревеле. Отныне они должны были ждать ливон цев в своей земле. Но попытка наладить морскую тор говлю с Западом через устье Нарвы не дала результатов. Корабельное «пристанище» на Нарве было готово, но иноземные купцы продолжали торговать в Ливонии. Тем временем в царском правительстве образовались 455
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz