Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.
ский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных», впослед ствии, с расширением границ Русского государства, к титулу добавилось «царь Казанский, царь Астрахан ский, царь Сибирский», «и всея Северныя страны пове литель». Митрополит Макарий лично возложил на царя знаки царского достоинства — крест Животворящего Древа (крест, на котором, согласно христианским верованиям, был распят Иисус Христос. Примечание автора), бармы1 и шапку Мономаха2; Иван Васильевич был помазан миром, а затем митрополит благословил царя. Позднее, в 1558 году Константинопольский патриарх Иоасаф II сообщал Ивану Грозному, что «царское имя его поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена прежде бывших Византийских Царей; это повелено делать во всех епархиях, где только есть митрополиты и архиереи», «а о благоверном венчании твоем на царство от святого митрополита всея Руси, бра та нашего и сослужебника, принято нами во благо и достойно твоего царствия». Это всё подчёркивало бо 1Бармы — широкое оплечье с нашитыми на него изображениями рели гиозного характера и драгоценными камнями. Бармы из круглых метал лических щитков-дробниц, скреплённых шнурами и украшенных дра гоценными камнями и эмалями, появились в Византии, где входили в парадную одежду императоров. Примечание автора. 2Шапка Мономаха — главная регалия русских великих князей и царей, одна из царских шапок. Символ — корона самодержавия в России. Представляет собой золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII-н ач ал а XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жем чугом, рубинами, изумрудами и крестом. Примечание автора. 437
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz