Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.

привели Александра Невского к мысли о союзе с Баты­ ем. Реализуя намеченное Александр Невский прибыл в Орду, побратался с сыном Бату — несторианином1Сар- таком, и заключил договор с монголами об уплате дани в обмен на их военную помощь. В целом политика Алек­ сандра Невского не встретила на Руси всеобщей под­ держки и понимания, но, тем не менее, даже, после его смерти оказалась конструктивной. Так, в 1269 году вой­ ска Ливонского Ордена угрожали Новгороду, но при появлении небольшого монгольского отряда они не решились вступить в сражение и спешно отступили. Если же рассматривать, участие Александра Невского в подавлении вспышек антиордынских мятежей и в нала­ живании системы сбора дани, то для этого были свои причины. После поездки в Каракорум Александр Нев­ ский как никто другой представлял себе мощь Монголь­ ской империи. Он хорошо понимал, что восстание обес­ кровленных и разделённых русских княжеств, приведёт, лишь, к полному уничтожению русской государственно­ сти. Вдобавок ордынцы были, по сути, безразличны к религиозной и культурной жизни Руси, им требовалась лишь дань — тогда как крестоносцы были настроены на насождение на Востоке католичества. Так что, по сути дела, из двух зол Александр Невский выбрал меньшее, то есть тот вариант, который позволял сохранить самостоя­ тельную, пусть и вассальную, государственность, а также 1Несторианство — течение в христианстве, основанное в Византии Несторием, константинопольским патриархом в 428-431 годах, утвер­ ждавшим, что Иисус Христос, будучи рождён человеком, лишь впо­ следствии воспринял божественную природу. Было осуждено как ересь на Эфесском соборе в 431 году. 397

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz