Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.

зом, со временем «профессиональные» скоморохи пре­ вратились в дрессировщиков животных, в частности мед­ ведей, кукольников, ярмарочных увеселителей, балаган­ щиков и акробатов. Традиции скоморошества сохранились в националь­ ной культуре восточных славян, в обычаях ряжения, народного театра, свадебных и календарных фольклорах. Следует отметить, что становление народного театра характеризуется появлением спектаклей театра живого актёра. Наиболее значительным памятником этого этапа является устная народная драма «Царь Максимильян» или «Максимилиан». Её разыгрывали почти по всей Рос­ сии. Она бытовала в рабочей, крестьянской, солдатской и разночинной среде. Также искусство скоморохов упоминается в русских былинах и сказках. Так, прямо в гости к морскому царю спускается новгородский гусляр и певец Садко. В этой же былине на пиру у богатых купцов весёлые молодцы поют озорную скоморошину. В скоморошьем платье и с гусля­ ми в руках приходит в княжеский терем и другой былин­ ный персонаж —Добрыня Никитич. Постоянный персо­ наж русских сказок Иван-дурак часто противопоставля­ ется царю именно в качестве носителя некоего тайного знания, на первый взгляд кажущегося обычной глупо­ стью. В опере русского композитора Н. А. Римского-Кор­ сакова «Снегурочка» скоморохи весёлой пляской встре­ чают приход лета. Они же — главные герои в балете Сер­ гея Прокофьева «Сказка про шута, семерых шутов пере­ шутившего». 323

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz