Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.

рохам значительную долю участия в сложении былин и относят к их творчеству многие, особенно потешные скоморошьи истории. Следует отметить, что наряду со скоморохами-игроками по профессии в былинах упо­ минаются и певцы-любители из среды знатных особ кня­ жеских и боярских родов. Такими певцами были упоми­ наемые в былинах Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Соловей Будимирович и Садко. В ходе своего представления скоморох напрямую общался с публикой, и нередко представлял сатириче­ скими персонажами купцов, представителей церкви и власти. Кроме общественных праздников, свадеб и родин, скоморохов, как знатоков традиций, приглаша­ ли на похороны и поминки. Игра на музыкальных инструментах, песни и пляски увязывались с обычаями народного маскарада. Обряд­ ное переодевание мужчин в женщин и наоборот извест­ но с древности. Народ не отказывался от своих привы­ чек, от любимых святочных увеселений, активными заво­ дилами которых являлись скоморохи. Из хроник извест­ но, что сам царь Иван Грозный во время своих пиров любил маскироваться и плясать вместе со скоморохами, а также петь с ними «срамные» песни. В XVI—XVII веках при царском дворе появились органы, скрипки и трубы, игра на которых была освоена и скоморохами. Постепенно музыкальное и увеселительное движение скоморохов стало приходить в упадок. На то было несколько причин. Во-первых , церковь была настроена против скоморохов, потому что они были связаны с язычеством. Большинство церковных поучений гласи­ ло о том, что увеселение — это грех, который производят люди на земле. Праздность — это не самый лучший спо­ 321

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz