Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.
рохам значительную долю участия в сложении былин и относят к их творчеству многие, особенно потешные скоморошьи истории. Следует отметить, что наряду со скоморохами-игроками по профессии в былинах упо минаются и певцы-любители из среды знатных особ кня жеских и боярских родов. Такими певцами были упоми наемые в былинах Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Соловей Будимирович и Садко. В ходе своего представления скоморох напрямую общался с публикой, и нередко представлял сатириче скими персонажами купцов, представителей церкви и власти. Кроме общественных праздников, свадеб и родин, скоморохов, как знатоков традиций, приглаша ли на похороны и поминки. Игра на музыкальных инструментах, песни и пляски увязывались с обычаями народного маскарада. Обряд ное переодевание мужчин в женщин и наоборот извест но с древности. Народ не отказывался от своих привы чек, от любимых святочных увеселений, активными заво дилами которых являлись скоморохи. Из хроник извест но, что сам царь Иван Грозный во время своих пиров любил маскироваться и плясать вместе со скоморохами, а также петь с ними «срамные» песни. В XVI—XVII веках при царском дворе появились органы, скрипки и трубы, игра на которых была освоена и скоморохами. Постепенно музыкальное и увеселительное движение скоморохов стало приходить в упадок. На то было несколько причин. Во-первых , церковь была настроена против скоморохов, потому что они были связаны с язычеством. Большинство церковных поучений гласи ло о том, что увеселение — это грех, который производят люди на земле. Праздность — это не самый лучший спо 321
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz