Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.

у пояса, узкие штаны, а на головах носили маленькие остроконечные шапочки. Внешний вид скоморохов говорил о занятиях «бесовским» промыслом, поскольку они одевались в короткополые кафтаны, а, как известно, ношение короткополой одежды на Руси считалось боль­ шим грехом. Также в своих выступлениях они часто при­ бегали к маскам, хотя ещё в X веке маскирование встре­ тило резкое осуждение церкви. Всем своим житейским поведением скоморохи противопоставляли себя обще­ принятому укладу старой Руси, а в своём творчестве про­ водили оппозиционные настроения. Немецкий путешественник, географ и историк Адам Олеарий (1599—1671 гг.), секретарь голштинского посоль­ ства, трижды в середине XVII века побывавший в России, в своём знаменитом труде «Описание путеше­ ствия в Московию» рассказывает о скоморошьих заба­ вах: «Срамные дела уличные скрипачи воспевают все­ народно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих кукольных представлениях за деньги просто­ народной молодёжи и даже детям, а вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, между про­ чим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или шалость с помощью кукол. Для этого они обвязыва­ ют вокруг тела простыню, поднимают свободную её сто­ рону вверх и устраивают над головой нечто вроде сцены, с которой они и ходят по улицам и показывают на ней из кукол разные представления». Скоморохи как действующие лица выступают во многих русских былинах. Известна былина «Вавило и скоморохи», сюжет которой в том, что скоморохи зовут с собой скоморошить пахаря Вавилу и сажают его на царство. Исследователи былин приписывают скомо­ 320

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz