Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.
даже пародии на царскую и церковную службу. Большое распространение в смеховых текстах получило у скомо рохов и языческое ритуальное сквернословие. В право славии смех считался атрибутом бесов. Таким образом, если святость — это результат пути человека наверх, к Богу, то смеховой мир — это путь вниз, к дьяволу. В X—XIV веках скоморохи объединялись в «ватаги» по 2 0—70 человек и ходили по городам и сёлам, где пля сали и пели, показывали различные фокусы, дрессиро ванных животных, разыгрывали смешные фарсы и пред ставления. Кроме скоморохов бродячих, были скоморохи осед лые, в основном боярские и княжеские. Именно послед ним многим обязана народная комедия. Скоморохи так же являлись в виде кукольников. Представления куколь ной комедии, постоянно сопровождавшиеся показыва нием «медведя» и «козы», которая била всё время в «лож ки», давались на Руси с давних пор. «Коза» и «медведь» — непременные участники святочного, рождественского обряда обхода дворов, ряжения. Ряженые колядовщики, ходившие по дворам, исполняя специальные весёлые песни, колядки, перевоплощались в свои маски. Комедиант-кукольник надевал юбку с обручем в подоле, затем поднимал её кверху, закрывая голову, и из-за этой импровизированной занавески показывал своё представление. Позже кукольники инсценировали бытовые сказки и песни. Таким образом, кукольная комедия, как и разыгрывание, ряжеными бытовых фар сов, была попыткой оригинальной переработки разно образных элементов драмы, присутствующих в русской народной поэзии или занесённых из других стран. Имен но скоморохам приписывают создание многих былин 318
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz