Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.

обрядов, русский историк, археолог и этнограф Алек­ сандр Александрович Котляревский (1837—1881 гг.) отме­ чал, что «они не исключают своего рода веселья». Араб­ ский путешественник и писатель первой половины X века Ахмад Ибн-Фадлан приводил пример «чрезмерно­ го» смеха на похоронах славянина (руса). А церковный деятель XVII века Антиохийский патриарх Макарий III осуждал совершение поминок по умершему славянину «с полной радостью и весельем». Смеховой элемент в погребальной обрядности первоначально носил маги­ ческий характер и основывался на древних представле­ ниях славян об умершем как о «переселении» в иной мир. Поэтому похороны — это не только скорбь о его утрате, но и радость по поводу будущего путешествия, радость, выражаемая смехом. Советский учёный, фило­ лог-фольклорист, исследователь мифологических, фольк­ лорных и литературных текстов Владимир Яковлевич Пропп (1895—1970 гг.) трактовал похоронный смех как средство «приобщения» покойного к жизни на «том све­ те». Смех служил средством превращения акта смерти в акт возрождения. Первыми скоморохами на Руси были, возможно, бро­ дячие иноземцы: артисты-мимы, народные музыканты и другие, которые быстро «обрусели». Их ряды пополня­ лись теми русскими «весёлыми» людьми, у которых обна­ руживался талант к бродяжничеству и шутовству, весё­ лым выдумкам. В число скоморохов попадали и бывшие языческие «кудесники», которые могли показывать «чудеса» (фокусы). Одним словом, скоморохи были пер­ выми русскими актёрами-профессионалами. Важное место в смеховой культуре скоморохов зани­ мали словесные смеховые тексты, скоморошины, порой, 317

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz