Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.
комедиант, потешник, медвежатник, ломака и шут». Для России скоморошество и шутовство явление весьма характерное в историческом смысле и имеет не только общую историческую основу, но и свою народ ную окраску, довольно резкую и отличительную, как и прочие стороны российской истории. Репертуар скомо рохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, дом ры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреп лён определенный характер и своя маска, которые не менялись годами. Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлека ли их в своё представление. Скоморошить, то есть петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался толь ко тот, чьё искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью и оригинальностью. «Всяк спляшет, да не как скоморох», — гласит русская пого ворка. Так постепенно создавалась почва для того, чтобы искусство скоморохов в дальнейшем сделалось их про фессией, ремеслом. Скоморошество представляло един ственную, соответствовавшую вкусам народа в течение многих веков, форму развлечения и утехи, заменявшую ему вполне новейшую литературу, новейшие сцениче ские зрелища. Скоморохи были древнейшими в России представителями народного эпоса, народной сцены. Скоморошество, зародившись почти с образованием Руси, просуществовало несколько столетий. Именно оно стало родоначальником не только музыки, но и театра, танца и других культур на Руси. Впервые слово «скомо рох» встречается в «Повести временных лет» в 1068 году. 315
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz