Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.

и на стенах каменных зданий — граффити. Первые школы. Несмотря на достаточно широкое распространение грамотности (берестяные грамоты и граффити вышли из-под руки ремесленников, купцов, женщин), образование было привилегией высших слоев общества, для детей которых в XI века были открыты первые школы. Более трехсот детей обучались в киев­ ской школе, открытой Ярославом Мудрым. Сестра Вла­ димира Мономаха создала в Киеве женский монастырь, в котором девушек обучали грамоте. Появились и школы высшего типа, готовившие к государственной и церков­ ной службе. Князья и часть духовенства владели ино­ странными языками. Монастыри и князья собирали зна­ чительные по тем временам библиотеки. Устное народное творчество и становление древне­ русской письменности. Появлению письменной литерату­ ры на Руси предшествовало развитие устного народного творчества, в значительной степени предопределившего ее идейную направленность и художественные особен­ ности. Особенно широко были распространены загово­ ры и заклинания, календарные обрядовые песни, были­ ны (старины), пословицы, поговорки, загадки. Древне­ русский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Героем многих былин стал ласковый князь Вла­ димир Красное Солнышко. Древнерусская письменная литература родилась в среде высших слоев общества. Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV века служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чер­ нилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а пере­ 310

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz