Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.

семейный предок — дедушка домовой, покровитель сво­ его двора, невидимо управляющий ходом его хозяйства. Вера в загробную жизнь, проникавшая весь этот культ предков, сказывалась и в том веровании, что души умер­ ших будто бы бродили по земле и населяли поля, леса и воды (русалки). Веря в существование таинственных хозяев человеческих жилищ, славянин искал таких же хозяев жилищ, в лесу (лешие), в воде (водяные). Вся природа казалась ему одухотворенной и живой. Он всту­ пал с ней в общение, хотел участвовать в тех переменах, которые совершались в природе, и сопровождал эти перемены различными обрядами. Так создался круг язы­ ческих праздников, связанных с почитанием природы и с культом предков. Наблюдая правильную смену лета зимою, а зимы летом, видя как бы уход солнца и тепла к зиме и их возвращение к лету, славяне приветствовали „поворот солнца на лето“ особым праздником — коля­ дою (от латинского calendae; другое название этого праздника „овсень“ — от „овесень“). За этим праздником следовали другие в честь того же солнца — проводы зимы, встреча весны („красная горка“), проводы лета (праздник „купалы“). Одновременно у славян были праздники в честь своих умерших, носивших общее название тризн. Была весенняя тризна по предкам — „радуница“, был летний праздник „русалий“, такого же поминального характера. Обряды, сопровождавшие язы­ ческие праздники, пережили само язычество. Они удер­ жались в народе даже до нашего времени и были при­ урочены к праздникам христианского календаря: коляда — к Святкам, проводы зимы — к масленице, крас­ ная горка и радуница — к Святой и Фоминой неделям, „купала“ и русалий — к Иванову дню».1 283

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz