Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.

свой путь по небу. Другим божеством был Перун, в кото­ ром олицетворялась гроза со страшным громом и смер­ тоносною молниею. Ветер имел своё божество — Стри- бога. Небо, в котором пребывал Даждьбог, звалось Сва- рогом и считалось отцом солнца, почему Даждьбогу было усвоено отчество Сварожича. Божество земли носило имя Мать-Земля сырая; почитая землю, как свою мать, славяне чтили Даждьбога и Велеса, как дедов чело­ веческих. Но все эти образы богов не получили у славян той ясности и определенности, как, например, в более развитой греческой мифологии. Внешний культ у славян также не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, „идолы“. Им приносились жертвы, иногда даже человеческие; этим и ограничива­ лось идолослужение. Примечательно, что варяжская (гер­ манская) мифология не оказала никакого влияния на славянскую мифологию, несмотря на политическое господство варягов; так было по той причине, что языче­ ские верования варягов не были ни яснее, ни крепче сла­ вянских. Варяги легко меняли своё язычество на славян­ ский культ. Так, князь Игорь был варягом по происхож­ дению, но со своей дружиной клялся славянским Перу­ ном и поклонялся его идолу. Более культа видимой при­ роды у русских славян был развит культ предков, свя­ занный с родовым бытом. Родоначальник, давно умер­ ший, обоготворялся и считался как бы живым покрови­ телем своего потомства. Его звали родом, щуром (отсюда слово пращур) и приносили ему жертвы. Прародитель­ ницы рода назывались рожаницами и так же почита­ лись, как и род. С падением родовых связей, когда семьи обособлялись в отдельных дворах, место рода заступил 282

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz