Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.

Див Старинные русские памятники говорят о поклонении богу Диву. Со словом «дивы» славяне связывали свои понятия о драконах и великанах. Див упоминается в таком древнерусском памятнике, как «Слово о полку Игореве» в образе вещей птицы «Уже снесеся (пересилила) хула на хвалу; уже тресну (сразила) нужда на волю; уже вержеся (спустился, бросился свер­ ху) Див на землю». То есть вся эта строфа пронизана скорбным воплем о вторжении половцев на Русскую землю, о невероятных ужасах половецкого нашествия. Слово диво или чудо, упоминается в старинных рус­ ских рукописях в значении исполина, гиганта, как напри­ мер, Морское чудо, Морской Царь, Чудо-юдо рыба-кит, Лесное чудо — в обозначении лешего, обитателя дрему­ чих лесов. Стоит отметить, что также Дивы (Дэвы) встречаются в древнеиранской мифологии и зороастризме. Согласно Гатам — наиболее значимой и почитаемой части Авесты, пророк Заратуштра объявил дэвов (авест. daeva) порож­ дением «злого помысла». Так, в Ясне 30, гате 6 сказано о дивах: «Поскольку дивы среди этих двух сущностей (Добра и Зла) не отличили плохого от хорошего, они приняли сторону дива злобы (гнева), чтобы с его помо­ щью разрушить жизнь человека». В эпическом произве­ дении «Шах-наме» говорится о битвах персидского бога­ тыря Рустама с дивами. По зороастрийской мифологии Дивы, покорные Ахриману — верховному божеству зла — злые духи, созданные им для противодействия Амшаспандам — высшим духам покровителям добра, и вообще для борьбы с царством света. 216

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz