Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.
верхний конец свастики повернут вправо, то движение жизни пойдет вспять — Осолонь, «против часовой стрел ки», от мира богов — Прави, к черной Нави, обители Чернобога (противоположность светлому богу — Роду). Таким образом, бог Велес был не только помощником в практической жизни, но и изначальным, вечноживу- щим мудрецом, а также учителем. Велес мог принимать любые обличья. Чаще всего его изображали мудрым ста риком, защитником растений и животных. Академик Б. А. Рыбаков провёл глубокое исследо вание культа Волоса (Велеса). Вот, что он указывает в своей работе «Язычество древних славян» о древности этого верования: «Волос мог быть хозяином леса, боже ством охотничьей добычи, выступавшим в медвежьем обличье. Возможно, что само имя его было лишь нари цательным иносказанием, вызванным табу на подлин ное имя: Волос — волохатый, косматый, как позднейший медведь — мёд ведающий, как лось — сохатый, рогатый. В представлениях первобытных охотников, очевидно, существовали две основных идеи: одна из них касалась природы вообще, изобилия объектов охоты и олицетво рялась в небесных женских божествах, будто бы рожда ющих весь звериный приплод, а другая относилась, так сказать, к технике охотничьего дела, к получению уби того, мёртвого зверя. Волос был воплощением этой вто рой идеи, и трудно сказать, на каком этапе развития охотничьей магии возник этот образ косматого покро вителя удачной охоты — ведь и мамонт был косматым и волохатым, и палеолитический носорог был шерсти стым... Дошедшие до нас сведения о связи Волоса с куль том медведя относятся к значительно более поздней поре жизни охотничьих племен, но они не исключают 211
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz