Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.

природы и вешнего (весеннего) света. Ярило знамено­ вал торжество плодотворящей любви, он одними иссле­ дователями относится к потомкам Сварога, а другими — к потомкам Велеса. Вполне вероятно, что в этом нет нестыковки. В сознании деревенских жителей даже в XIX веке Ярило представлялся молодым красивым женихом, принимающем участие во всевозможных праздниках весны и ищущим себе красавицу невесту. Ярило давал хороший урожай, здоровое потомство, изгонял зиму и холода. Само имя Ярило происходит от слова «ярый» — сильный, мощный. Недаром в западных землях у него было другое имя — Яровит. Между тем, корень «яр» при­ сутствует в таких чисто женских сочетаниях, как яровая корова, яровая пшеница, яровые хлеба. А вот в чисто женском роде: ярость, доярка, ярь, ярина (овечья шерсть), яра (весна). Ярило — сын или явья ипостась Велеса, который зимой выступает как Мороз, а по весне — Ярилой. Образ Ярилы сходен с образами Костромы1и Кострубоньки — чучела мужчины или чуче­ ла Масленицы. Во многих деревнях данные персонажи были в виде кукол, которые украшали и носили с песня­ ми по деревне. Чучело Ярилы имело ярко выраженные признаки пола, а его оплакивание бабами и причитания 1Кострома — сезонный мифологический персонаж, воплощение весны и плодородия в русской культурной традиции. В русских обрядах «про­ водов Весны» Кострома — это молодая девушка, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, сопровождаемая хороводом. Существовал также ритуал «похорон Костромы»: соломенное чучело, олицетворявшее Кострому, сжигали либо хоронили, разрывали на части с обрядовым оплакиванием и пением песен. Примечание автора. 208

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz