Мосолов, С.В. От древних славян до Русского царства : курс русской истории 1 издание / Сергей Мосолов. - Электрон. дан. (1 файл : 46,6 МБ). - [Б. м.] : Издательские решения, 2016. - 738 с.

ки кремации помещали в глиняные сосуды-урны или ссыпали прямо на дно могильной ямы. Часто захороне­ ния прикрывали сверху опрокинутым вверх дном горш- ком-клошем, отсюда и пошло название данной культуры. В погребениях, кроме урн, археологи находили булавки, фибулы, кольца, глиняные сосуды и прочее. Примерно в это же время начался период активного кельто-сла- вянского взаимодействия, оставившего заметный след в истории, культуре и языке славян. Наиболее мощное кельтское воздействие на славян пришлось на II век до нашей эры, в результате чего культура подклёшевых погребений трансформировалась в пшеворскую архео­ логическую культуру железного века (II век до н.э.—IV век н.э.), которая была распространена на территориях южной и центральной Польши. Была названа так по польскому городу Пшеворску (Подкарпатское воевод­ ство), около которого и были найдены первые артефак­ ты. Часть глиняной посуды пшеворской культуры насле­ дует местные традиции, а своеобразный облик ей при­ дает посуда, откровенно подражающая кельтской. Под кельтским влиянием в пшеворской среде распространя­ ются бронзовые латенские (кельтские) фибулы, браслеты с полушаровидными утолщениями и украшенные трой­ ными шишечками, различные поясные принадлежности, наконечники копий латенского облика, железные топо­ ры с четырёхгранной втулкой. В одном из захоронений могильника Варшава-Жеранка был найден кельтский меч. На славянской территории также было обнаружено множество золотых и серебряных кельтских монет. Кельт­ ское влияние проявлялось не только в материальной, но и в духовной культуре. Так, каменные и деревянные идолы кельтов и славян имеют множество сходных 196

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz